Президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали договор об экономической интеграции
Пресс-служба Президента России
 
 
 
резидент Путин назвал это событие эпохальным, эксперты предупредили о возможности новых санкций со стороны Европы и США
Пресс-служба Президента России
 
 
 
Нурсултан Назарбаев оценил эффект от расширения интеграции в $900 млрд до 2030 года. Эксперты, однако, отмечают, что реального эффекта от интеграции можно ожидать лишь при фактическом открытии рынков и выравнивании регулирования
Пресс-служба Президента Казахстана

Президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали договор об экономической интеграции. Президент Путин назвал это событие эпохальным, эксперты предупредили о возможности новых санкций со стороны Европы и США.

Хотя российский президент подчеркнул сугубо экономическую направленность Союза, некоторые эксперты видят в новом альянсе начало создания на постсоветском пространстве блока безопасности, альтернативного НАТО. До сих пор, пишет РБК daily, интеграционные проекты на постсоветском пространстве успеха не имели. Из множества организаций и союзов сегодня функционирует только ЕАЭС. В остальном пути бывших братских республик окончательно разошлись.

Наиболее громким интеграционным проектом стало Союзное государство России и Белоруссии, у которого должны были появиться единые органы государственной власти, валюта, государственная символика. Этот процесс буксует до сих пор, хотя, впрочем, граждане обеих стран получили возможность свободно пересекать границу и работать на сопредельной территории.

Единственным удачным примером интеграции эксперты считают Евразийское экономическое сообщество, ставшее главным инструментом Владимира Путина по сплочению вокруг Москвы ее союзников. На базе ЕврАзЭС впоследствии появился проект Таможенного союза и Единого экономического пространства. В рамках ТС заработал первый на постсоветском пространстве наднациональный орган - Комиссия Таможенного союза. В 2011 году был снят таможенный контроль на границах между Белоруссией, Россией и Казахстаном.

Эксперты, опрошенные "Московским комсомольцем", практически единодушны: ЕАЭС - аналог Европейского союза, но для России это - вынужденный проект.

"России на фоне украинских событий надо доказать, что она не одна. Если рассматривать союз с содержательной точки зрения, то прежде нужно решить проблемы Таможенного союза. Пока мы идем в разнобой даже в акцизах, работая по принципу "взять по максимуму с минимума", - считает Николай Вардуль, главный редактор "Финансовой газеты".

Схожую точку зрения высказал Евгений Гонтмахер, заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений: "Скорее всего, ЕАЭС - это аналог ЕС. В принципе, для стран, которые расположены рядом с европейским объединением, такое решение вполне естественно. Прежде всего, оно подразумевает свободное передвижение капиталов, трудовых ресурсов, отсутствие таможенных пошлин, а также введение единой валюты".

Специалисты, высказывающие свою позицию в "Независимой газете" более сдержанны. Эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев отметил, что подписание договора о Евразийском экономическом союзе стоит в ряду "неприятных для США событий". Помимо договора, подписанного в Астане, есть еще и резкое российско-китайское сближение. А также четко обозначенный руководством Казахстана евразийский геополитический выбор, считает эксперт.

"Коммерсант" пишет, что вопреки планам Москвы, в создаваемом союзе практически отсутствует политическая составляющая, это в основном заслуга Казахстана. Благодаря последовательной позиции Астаны из договора исключены такие вопросы, как общее гражданство, внешняя политика, межпарламентское сотрудничество, паспортно-визовая сфера, общая охрана границ, экспортный контроль и так далее.

Строить Евразийский союз (так его в 2012 году в своей статье называл Владимир Путин) стороны планировали по модели европейской интеграции, однако сейчас ни один из принципов, положенных в основу ЕС, в ЕАЭС полностью не выполняется, говорит профессор ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Алексей Портанский.

Россия остается локомотивом интеграции (в отличие от Европы, где интеграция изначально опиралась на Германию и Францию), многие нормы весьма обширной правовой базы ТС до сих пор не выполняются на практике (в ЕС придерживаются тщательной проработки каждой инициативы), замечает эксперт.

Нурсултан Назарбаев оценил эффект от расширения интеграции в 900 млрд долларов до 2030 года. Эксперты, однако, отмечают, что реального эффекта от интеграции можно ожидать лишь при фактическом открытии рынков и выравнивании регулирования.

Так, Андрей Суздальцев из ЦКЕМИ считает, что говорить о разрешении разногласий с Белоруссией по поводу возврата экспортных пошлин на нефть преждевременно: для страны эти средства (1,5 млрд долларов в 2015 году) критически необходимы, в том числе для поддержания нацвалюты. Сопредседатель "Деловой России" Андрей Назаров отмечает риски частичного перетока капитала в Казахстан, где мягче налоговое администрирование.