По данным опроса, проведенного на днях Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Интернетом пользуется примерно каждый третий россиянин. При этом интернет в большинстве регионов нельзя назвать ни быстрым, ни дешевым. Повлиять на ситуацию недовольным пользователям удается не всегда: мешают и несовершенные законы, и коррумпированные чиновники, и банальная нехватка сетей доступа, пишет газета "Новые Известия".

Газета вспоминает пикет и сбор подписей за дешевый интернет на Сахалине, где ежемесячные платежи за доступ во Всемирную паутину более чем на порядок отличаются от московских. Например, "безлимитка" со скоростью 512 Кбит/c стоит почти 6 тыс. рублей, а 256 Кбит/с обойдется в 3,4 тыс. рублей. И это только в Южно-Сахалинске, а жителям других населенных пунктов доступна скорость не выше 256 Кбит/с стоимостью 5,2 тыс. рублей. Провайдеры объясняют высокие цены большими затратами на аренду магистральных каналов.

Понятно, что вопрос стоимости ШПД стоит тем острее, чем дальше от Москвы находится регион. Однако эта закономерность не всегда работает. Пять из десяти городов с наиболее дорогими, по версии компании Comnews Research, безлимитными тарифами - Астрахань, Рязань, Тула, Краснодар и Уфа - находятся вовсе не за Уралом, а в европейской части России.

Проблемы с интернетом возникают даже там, где, по идее, их быть не должно. В рамках нацпроекта "Образование" в 2007 году все школы были обеспечены доступом во Всемирную паутину. Из федерального бюджета на подключение образовательных учреждений и оплаты трафика выделяется около 1,1 млрд. рублей в год. Однако и уровень компьютеризации школ, и скорость интернета до сих пор вызывают претензии.

Еще один амбициозный проект по интернетизации всей страны - "Электронная Россия" - находится на грани провала. Цель программы - создание "электронного правительства", то есть возможность для граждан решить большинство вопросов с госструктурами через Сеть. Перейти на компьютерные "рельсы" Россия должна к 2011 году.

Однако похвастаться какими-либо крупными достижениями в этой сфере, кроме разве что видеоблога президента РФ Дмитрия Медведева, мы пока не можем. За последние годы Россия по уровню интернетизации чиновничества скатилась с 50 на 60-е место из 192, говорится в недавнем исследовании ООН. Сейчас мы ненамного опережаем по этому показателю такие страны, как Венесуэла и Маврикий.

Как выяснили аналитики Института развития информационного общества (ИРИО), сегодня госучреждения не могут предоставить даже элементарную информацию гражданам. Так, места приема граждан указаны на 52% сайтов федеральных органов исполнительной власти, а часы приема - только на 25% государственных веб-страницах.

После неоднократных критических высказываний в адрес "горе-интернетчиков" со стороны Дмитрия Медведева, чиновники решили исправить положение. Теперь мы смело можем претендовать на первое место - правда, только по уровню затрат на сайты госструктур. К примеру, сайт правительства Москвы обошелся столичному бюджету почти в 40 млн. рублей, "Детский портал города Москвы" - один из "дочерних" проектов горадминистрации - в 45,9 млн. рублей. Только создание проекта портала Минкомсвязи оценивается в 12 млн. рублей.

Любопытно, что один из заказов Минкомсвязи оказался вывешен на сайте для программистов-фрилансеров, где за один из министерских проектов предлагалось… 10 тыс. рублей.

При этом высокая стоимость сайтов госструктур вовсе не означает аналогичного качества работы. На тот же сайт московской администрации профессиональные программисты и веб-дизайнеры не могут смотреть без содрогания. Сайт Пенсионного фонда РФ стоимостью 3,8 млн. рублей вышел из строя чуть ли не на следующий день после запуска. А после ремонта часть страниц оказалась заполнена бредовым контентом вроде "Экваториальный калиево-натриевый полевой шпат в XXI веке".

Проблема в нехватке контроля, убеждены эксперты. У нас нет нормального антимонопольного законодательства, а "интернетное" только разрабатывается. Но поручить чиновникам контролировать чиновников же по меньше мере нелогично.