В эти дни завершается видимая часть работ над крышей "зловещего" здания ФСБ на Лубянской площади. Серьезность учреждения мешает даже самым смелым защитникам столицы спросить, имеется ли у федеральной службы разрешение на проведение работ на этом архитектурном памятнике. Об попытке это выяснить, рассказывает "Независимая газета".

Согласно распоряжению правительства Москвы от 26 декабря 2008 года "Об отнесении выявленных объектов культурного наследия города Москвы к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (регионального значения)", к таковым причислен целый комплекс зданий по Большой Лубянке, Мясницкой улице и Фуркасовскому переулку, названный ансамблем административных зданий ОГПУ–НКВД–КГБ СССР, тут есть и здание бывшего доходного дома Страхового общества "Россия" постройки конца XIX века, упоминается и участие в работе над реконструкцией 40-х годов группы архитекторов под руководством великого Щусева. Табличка с именем Алексея Викторовича Щусева украшала фасад главного здания, выходящего на Лубянскую площадь (со стороны Мясницкой), правда, сейчас эта сторона дома скрыта строительными лесами.

Что там творится за строительными лесами, для каких работ был поставлен некоторое время тому назад большой строительный кран – тайна за семью печатями. Это и понятно – за стенами памятника регионального значения находится одна из самых серьезных федеральных служб, вряд ли кто-либо усомнится в необходимости соблюдения секретности даже при проведении строительных работ. Но деликатность ситуации – в том, что здание является памятником, а для начала каких-либо работ на памятнике необходимо получить разрешение - этого требует закон.

Со стороны Малой Лубянки видно, что на крыше появилась свежая кирпичная кладка высотой в один и два этажа, ниже – окна, напоминающие мансардные, кирпичная кладка завершается площадкой, напоминающей вертолетную.

По словам и.о. руководителя Росохранкультуры Виктора Петракова, вертолетная площадка на Лубянке была давно, к сожалению, никакой другой информацией федеральное ведомство более не располагает, так как памятник этот, весь комплекс зданий, находится в местном, московском ведении.

В Департаменте культурного наследия Москвы, как прежде – в ФСБ, попросили прислать письменный запрос, во всяком случае, было получено разрешение или нет, заверили по телефону, сразу все равно сказать невозможно. Инспектор департамента Анна Ливанова, в чьем ведении находится соответствующий комплекс зданий, попросила связываться с нею исключительно через пресс-службу, телефон пресс-службы на протяжении длительного времени не отвечал.

Как сказала "НГ" координатор общественного движения "Архнадзор" Наталья Самовер, "никто не знает, что там делается, это – суперрежимный объект, работы на подобных объектах ведутся в режиме секретности, что, конечно, оправданно". По наблюдениям Самовер, работы ведутся не менее полугода: "Работы, по моим наблюдениям, серьезные".

Много вопросов вызывает и развернувшаяся напротив старого корпуса ОГПУ–НКВД–КГБ – через Лубянскую площадь – масштабная стройка гостиницы, также в старинном доме Орлова-Давыдова. Уже появившаяся надстройка перекрывает виды на Кремль с улицы Большая Лубянка. В Доме Орлова-Давыдова на первом этаже сохранился мозаичный декор бывшего магазина, "но насколько бережно с ним обращаются, сказать невозможно", говорит Наталья Самовер. Работы ведутся так активно, что можно предположить, они нанесут непоправимый вред чудом сохранившимся мозаикам.