Все, что осталось от Дома Стройбюро, центрального здания архитектурного комплекса Болшевской трудовой коммуны в Королеве, наконец получило официальный охранный статус - подмосковными властями были подписаны соответствующие документы. Вопрос о способах восстановления здания, которое много раз горело и было частично снесено, находится сейчас на стадии обсуждения. Но все еще остается неизвестной судьба шедевра монументальной живописи, который покоится под обломками рухнувших конструкций.
Как сообщают "Новые известия" со ссылкой на главу пресс-службы Министерства культуры Московской области Светлану Волхонскую, 10 января 2014 года было подписано постановление о присвоении Дому Стройбюро статуса вновь выявленного объекта культурного наследия. О дальнейших мерах по сохранению и восстановлению здания в министерстве пообещали рассказать в ближайшее время.
По данным председателя Королевского отделения ВООПИиК Марии Мироновой, за последний месяц, с того момента как Минкультуры МО приняло решение о постановке Дома Стройбюро под охрану, никаких работ на объекте не производилось. Это сильно тревожит градозащитников, так как в здании, незащищенном от влаги, мороза и ветра, остается признанный шедевр настенной живописи работы Василия Маслова. Самостоятельно разбирать завалы дома, чтобы спасти роспись, градозащитникам запретили, так как это опасно.
По мнению специалистов, сейчас росписи просто погибают. Еще в декабре реставратор Маслов говорил о том, что до весны оставлять их на стенах нельзя. Нужно спасать их как можно скорее, даже в 25-градусный мороз. Градозащитники сокрушаются, что упущено время длительной оттепели, когда было очень удобно разбирать завалы. Теперь в Подмосковье установились морозы, которые сковали разрушенные конструкции Дома. "Времени прошло уже очень много. И мы не знаем, осталось ли что-то от росписей и есть ли еще что спасать, - говорит Миронова. - Мы надеемся, что осталось, потому что треть комнаты все-таки накрыта потолком".
Напомним, что настенные росписи художника-самородка Василия Маслова были обнаружены в двух комнатах первого этажа Дома Стройбюро, которые раньше являлись одним помещением, но затем были разделены перегородкой. В итоге композиция с вождем и композиция с рабочими, находившиеся изначально на противоположных стенах зала, оказались в разных квартирах. Две другие стены (с окнами и с дверьми) тоже были расписаны. Эти композиции были рассечены перегородкой. С этих стен красочный слой пока не снимался, так как доступна только часть росписей. Причем под завалами остается 15-20 погонных метров. Это в 2 раза больше площади композиции, снятой на данный момент. Потолок сохранился только над стеной с окном и частью стены с рабочими.
Судьба настенных росписей художника Маслова удивительна. Его однофамилец-реставратор отмечает, что эти необычайно солнечные, красочные и динамичные для своего времени композиции родились среди серых бараков и пустырей деревни Костино. Долгое время они считались утраченными, так как ранее краеведы предполагали, что росписи были сделаны на стенах деревянного клуба коммуны, который сгорел. В распоряжении Королевского музея были только фотографии росписей, которые сберегла дочь художника.
К удивлению и радости историков и краеведов выяснилось, что пропавшие композиции целы. Они были спрятаны под обоями в квартирах Дома Стройбюро. Только после отселения Дома шедевры были случайно обнаружены. Эксперты и реставраторы считают, что эти образцы монументальной живописи 20-х годов XX века - большая редкость.