Согласно позиции Верховного суда, единственное жилье гражданина-банкрота может быть изъято и реализовано с торгов. Это следует из решения, к которому ВС пришел по делу Анатолия Фрущака, задолжавшего кредитору более 13 миллионов рублей.

Конфликт Фрущака и Андреем Кузнецовым длится около 10 лет, в 2010-2011 годах суды признавали, что первый должен второму более восьми миллионов рублей, после чего Фрущак передал свою пятикомнатную квартиру площадью 198 квадратных метров жене по соглашению о разделе имущества, а та подарила ее дочери. Впоследствии сделки были признаны недействительными, и жилье стоимостью около 28 миллионов рублей вернули в собственность должника.

В апреле 2017 года долг Фрущака вырос до 13 миллионов рублей, в августе суд признал его банкротом и ввел процедуру реализации имущества. Должник при этом не хотел, чтобы в списке релизуемого имущества находилась его дорогостоящая квартира, так как она является его единственным жильем. Суды вынесли несколько решений в пользу Фрущака. Пр этом они ссылались на позицию Конституционного суда, который опирается на статью 446 Гражданского кодекса. Согласно этой статье, единственное жилье имеет имущественный иммунитет.

Однако судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ отменила акты нижестоящих судов и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Отметим, Минюст с ноября 2016 года неспешно разрабатывает законопроект о лишении должников единственного жилья. Он предусматривает возможность обращения взыскания на единственное жилье гражданина, если площадь такого жилья вдвое превышает установленные нормативы, а другого имущества у него нет. Согласно Жилищному кодексу, норма жилой площади в разных городах России может варьироваться от 14 до 18 квадратных метров на человека. Изъять жилье можно будет и при условии, если его стоимость превышает двукратную стоимость жилого помещения, которое положено по закону должнику и его семье.

В 2017 году министерство внесло поправки в законопроект, в соответствии с которыми забрать единственное жилье у должника приставы смогут только по социально значимым исполнительным производствам, например у неплательщиков алиментов. Но лишить единственного жилья за просроченные кредиты или неуплату ЖКХ будет невозможно. "Мы не спешим, мы хотим как следует все обсудить", - цитировал "Интерфакс" заместителя министра юстиции РФ Михаила Гальперина 29 мая 2017 года.