В ходе реставрационных работ в Капелле Паулина, являющейся частью музеев Ватикана, было сделано открытие. Как считают исследователи, один из образов на росписи стен является автопортретом Микеланджело, на котором великий мастер изобразил себя в голубом тюрбане.
Реставрационные работы в капелле продолжались с 2004 по 2009 годы, на их проведение американский благотворительный фонд Patrons of the Arts in the Vatican Museums выделил 4 млн долларов, сообщает сегодня итальянская газета La Repubblica (полный текст на сайте Inopressa.ru).
В процессе реставрации фрески, украшающие капеллу, были очищены от пыли и старых наслоений, восстановлен и алтарь в соответствии с проектом, разработанным в 1537 году Джулиано да Сангалло Иль Джоване.
К мысли о том, что среди расчищенных образов одной из фресок находится автопортрет Микеланджело, пришел инспектор и главный реставратор Ватикана Маурицио де Лука. "Это необычное и волнующее открытие, таким же необычным стал окончательный итог реставрации, в результате которой можно видеть новое изображение старого Микеланджело, который работами в капелле Паулина завершил деятельность в качестве живописца, чтобы посвятить себя только скульптуре и архитектуре", - заявил де Лука на конференции, посвященной завершению реставрационных работ в капелле Паулина.
Как отмечает La Repubblica, автопортрет Микеланджело был идентифицирован в одном из трех персонажей фрески "Распятие святого Петра", над которой Буонарроти работал в период с 1545 по 1550 гг. Ранее художник занимался фреской "Обращение Павла". По словам де Луки, Микеланджело изобразил себя в образе человека в голубом тюрбане. Великий мастер не раз помещал свой портрет в создаваемые им композиции.
С мнением де Луки согласны многие итальянские историки искусства. "Микеланджело вписал свои автопортреты и в другие работы, как, например, в Сикстинской капелле и в капелле Медичи во Флоренции. И потом, этот голубой тюрбан - очень четкое указание, поскольку тюрбан - типичный головной убор, который скульпторы носили, чтобы защититься от пыли. Не случайно на других портретах Буонарроти изображен в таком головном уборе", - отметил преподаватель техники и реставрации в университете Флоренции профессор Бонсанти.