Папа Римский Франциск выступает против рукоположения женщин в священный сан, но якобы не отвергает идею назначать женщин кардиналами
Global Look Press

Папа Римский Франциск выступает против рукоположения женщин в священный сан, но якобы не отвергает идею назначать женщин кардиналами. Об этом написал в среду на страницах газеты "НГ-Религии" историк религии и ватиканист Джованни Бенси.

Дело в том, что до 1918 года для назначения кардиналом не обязательно было иметь не только епископский, но и священнический сан. Любой мужчина, причисленный только к малому чину Католической церкви, каковым является диакон, мог получить ранг кардинала-диакона. Таких кардиналов традиционно называли "кардиналы-миряне", поскольку они не могли совершать таинств и не давали обета безбрачия, хотя и являлись клириками и получали первый постриг - тонзуру. Последний кардинал-мирянин скончался в 1899 году. Таким образом, сегодня речь могла бы идти о назначении на высший церковный сан женщин-мирян.

По словам Джованни Бенси, некоторые круги Католической церкви, особенно в Германии и Австрии, давно поддерживают подобные планы, однако, по информации испанской газеты El Pais, сейчас уже сам понтифик намерен пойти на такой шаг. На такую возможность папа намекнул в своем недавнем интервью журналу Ордена иезуитов Civilta Cattolica.

"Церковь не может быть самой собой без женщины", - приводит слова главы Ватикана автор публикации, отмечая, что иными словами, Церковь не может быть совершенной, пока в ее руководстве отсутствует женское начало. Папа сознает, что "женский вопрос" внутри Церкви еще не решен и что нельзя дальше тянуть с его решением, пишет мадридская газета. Отзывов из Ватикана на эту публикацию пока нет, но в римской газете Messaggero историк Лучетта Скараффиа отметила, что женский "кардиналат" был бы "мощной революцией, всколыхнувшей позицию недоверия и непонимания, которую значительная часть духовенства занимает по отношению к женщинам".

Сегодня, отмечает Джованни Бенси, женщина не имеет права быть даже диакониссой, какой она могла стать в эпоху раннего христианства, что подтверждается в Деяниях апостолов и в Посланиях святого Павла. Это, по его словам, вопрос не догматики, а дисциплины, одним из воплощений которой служит, например, целибат католических священников. Однако папа может изменить правила в любой момент. Испанская женщина-богослов Филлис Сагано из Университета имени Игнатия Лойолы в Чикаго утверждает: "Женский диаконат - не идея будущего. Это требование нашего времени, он нужен сегодня". Она рассказывает, что говорила на эту тему с кардиналом Ратцингером, прежде чем он стал Папой Бенедиктом XVI, и тот ей сказал, что "вопрос изучается", хотя ни к какому конкретному результату это не привело.

В сентябре нынешнего года по инициативе Хелен Шунгель-Штрауман - женщины-теолога из Швейцарии - в интернете было опубликовано "Воззвание", в котором ставился вопрос о назначении женщин-кардиналов. "Воззвание", которое можно подписать, было адресовано в том числе и понтифику. Среди тех, кто разделил мнение Шунгель-Штрауман, были не только представители немецкоязычного мира, но также теологи - мужчины и женщины - из англоязычных стран, а также из Италии, Франции, Испании, Хорватии. Организаторы этой акции провели опрос общественного мнения по поводу возведения женщин в кардинальский сан. 72% респондентов ответили положительно и 28% - отрицательно.

Между тем авторы "Воззвания" исходили из соображений, высказанных Папой Франциском в одном из интервью, в котором понтифик указал на необходимость создать "теологию женщин", которые должны были бы играть более важную роль в жизни Церкви.

"Больше половины членов Церкви - женщины, - говорится в "Воззвании" Хелен Шунгель-Штрауман, - но с этим большинством обращаются, как с меньшинством... А все-таки существуют монахини, женщины-теологи, женщины, выполняющие ответственные задачи внутри Церкви - в области благотворительности, просвещения, политики, волонтерства, - но не приобщающиеся к процессу принятия решений". Это, отмечается в документе, приводит к "несправедливой ситуации неравенства". Авторы "Воззвания" обращают внимание церковной иерархии на то, что "ни Библия, ни учение или традиция Церкви не могли бы помешать Папе допустить к кардинальскому сану женщин". Это было бы "мудрым и дипломатичным" решением, потому что сняло бы с Католической Церкви обвинения в женоненавистничестве, которые нередко выдвигаются против нее.