Федор Михайлович Достоевский
Russian Look

В Латеранском дворце завершился пятый цикл богословских чтений, организуемых ежегодно Римской епархией Католической церкви. Последний вечер был посвящен размышлениям о романе Федора Михайловича Достоевского "Идиот". Тема чтений в этом году - "Великие классики христианской литературы".

В интервью Ватиканскому радио профессор Папского Григорианского университета Роберт Чеейб остановился на образе князя Мышкина, главного героя этого романа русского писателя

"Князь Мышкин - загадочная фигура, один из многих великих персонажей Достоевского. С одной стороны, он представляет некоторые аспекты Христа, то есть добро, милосердие, жертвенность, с другой же - остается загадкой, непохожей на Христа, потому что его любовь неспособна к конкретному выражению, она не спасает. Таким образом, в некотором роде он является символом, только напоминающим Христа", - сказал собеседник "Радио Ватикана".

Красота спасет мир, но что есть красота в понимании Достоевского? - спрашивает ученый, отмечая, что сам писатель признается в своем "исповедании веры", что нет ничего более красивого, притягательного и святого, чем великолепие Иисуса Христа.

Для того, чтобы приблизить идею красоты, профессор Чеейб привел сравнение философа Владимира Соловьева: "Чтобы понять красоту, представим себе уголь и алмаз: оба имеют один и тот же химический состав, но в то время как уголь заглушает свет, алмаз отражает его. Поэтому мир спасет красота, принимающая дар Божий".

Говоря о великом уроке романа Достоевского для потомков, профессор Чеейб отметил, что он учит любви, которая умеет гореть, не подавляя другого. Любовь князя Мышкина - это вызов нашим поискам любви, которые не должны быть исключительным поиском обладания, но также и самоотдачи.

Один из организаторов богословских чтений в Латеранском дворце, вспомогательный епископ Лоренцо Леуцци рассказал о путеводной нити этих трех вечеров, темой которых были великие классики христианской литературы.

"Богословские чтения в этом году предложили нам настоящее духовное путешествие, начиная от нового открытия Бога и Его присутствия во всемирной истории до присутствия Бога в жизни каждого из нас. Такой поиск красоты - что является врожденной чертой человеческой жизни - человек может реализовать во встрече с Христом. Поэтому этот путь очень важен: он помогает всем нам понять, насколько в своей жизни мы являемся настоящими свидетелями красоты Христа", - подчеркнул епископ.