Обновление евхаристического сознания - приоритетная задача для РПЦ, убежден митрополит Иларион
Благовет-инфо. Фото Е. Мартьяновой
 
 
 
По окончании лекции митрополит Иларион ответил на множество вопросов из зала
Благовет-инфо. Фото Е. Мартьяновой

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) митрополит Волоколамский Иларион выступил накануне с лекцией "Евхаристия как сердцевина жизни христианина". Она была прочитана в рамках общедоступного православного молодежного лектория, который ежегодно организует Патриарший центр духовного развития детей и молодежи (ЦДРМ) при Даниловом монастыре, сообщает "Благовест-инфо".

Председатель ОВЦС МП осветил проблемы участия мирян в богослужении, значения евхаристии в созидании церковной общины, взаимоотношения "таинства таинств" с другими церковными таинствами. Он говорил о необходимости частого причащения мирян и ответил на практические вопросы о подготовке к этому.

В начале лекции митрополит Иларион подчеркнул, что обращается к людям воцерковленным, что первый этап церковного возрождения можно считать завершенным и пора говорить о "полноценной жизни зрелого организма Церкви". Сердцевиной этого организма, "корнем, из которого он произрастает и обновляется", является таинство евхаристии.

Несомненно, все грани церковной жизни важны: это и церковное образование, и социальное служение, и общественная активность, заметил далее митрополит. Но обновление евхаристического сознания - приоритетнее других задач, так как "качественные достижения Церкви в указанных областях возможны лишь при условии, что Церковь будет ясно осознавать свою природу и в соответствии именно с этим самосознанием формулировать свою сегодняшнюю миссию", считает православный архиерей.

Он особенно остановился на проблеме участия мирян в литургии. По словам лектора, принцип сослужения лежит в основе всего евхаристического чина. Однако сегодня этот принцип, как правило, применяют только к духовенству, а роль мирян пассивна, "их участие в литургии подчинено индивидуальному ритму", и "видимым выражением" этого является опоздание на литургию, в сознании, что богослужение начнется "и без меня". Однако собрание верных - это "первый акт евхаристии", без которого она не может совершиться. "Только потому собранные смогут причаститься, т.е. быть общниками Тела и Крови Христовых, что они являют Его своим собранием. … Чудо церковного собрания - это не сумма грешных людей, а Тело Христово", - подчеркнул митрополит.

Он напомнил, что в древней Церкви непосредственное участие народа в богослужении было ярко выражено. Свидетельства этого можно обнаружить и сейчас. Например, выступавший вспомнил свое впечатление от посещения православных приходов в Закарпатье: "Там вообще нет хора, всю литургию поет весь народ, и есть ощущение реальной вовлеченности в общее дело".

Разные формы вовлеченности мирян в богослужение могут быть и в пределах одной поместной Церкви, но они должны быть, потому что "само восприятие мирянином себя как необязательной части литургии очень неправильно". Иначе участие в литургии окажется формальным, мирянин не сможет почувствовать, что в таинстве евхаристии "Христос с людьми - не как память, не как идея, а как реально Присутствующий". Кроме того, спасение, которого чают все христиане, тоже не может состояться автоматически: "Спасение не может быть подано извне, оно должно быть творчески воспринято изнутри".

Далее митрополит перешел к вопросу о частоте причащения. "Сегодня, к сожалению, многим людям мысль о частом причащении все еще кажется невиданным новшеством…", - отметил он, пояснив, что практика редкого причащения (только по большим праздникам или в посты, а то и раз в год) возникла в Синодальный период, "по мере ослабления в Церкви духа евхаристического благочестия", и стала "чуть ли не новой догмой, отличительной чертой ревнителя православного благочестия". Однако стоит вспомнить не только о том, что древние христиане причащались очень часто, но и том, что на Поместном Соборе Русской православной церкви 1917–1918 годов "было рекомендовано, со ссылкой на святоотеческие творения, вернуться к первохристианской практике причащения в каждый воскресный день".

Как часто надо причащаться члену РПЦ сегодня? "В идеале причащаться нужно за каждой литургией", - сказал митрополит, пояснив: "В современных условиях трудно предписывать единый для всех стандарт: каждый человек должен почувствовать свой внутренний ритм и определить, как часто ему следует причащаться". Важно, чтобы причастие не превращалось в редкое событие, чтобы оно стало "тем стержнем, вокруг которого выстраивается вся наша жизнь".

Но я не достоин, часто говорят верующие, продолжил митрополит Иларион и ответил на это: "Конечно, надо сознавать тот факт, что мы заведомо недостойны и никогда не сможем быть достойны таинства причастия. Вместе с тем мы не должны думать, что станем более достойными, если будем причащаться реже или если каким-то особым образом будем к нему готовиться. Мы всегда останемся недостойными!" По его словам, подлинной подготовкой к причащению является "не проверка своей готовности, а уразумение своей неготовности; …только сознание своего всецелого недостоинства, своей греховности и чувство глубокого покаяния может и должно быть пропуском к таинству таинств". Такой духовный настрой позволяет верующему постичь "парадокс и тайну евхаристии: к ней нужно приступать с покаянием и одновременно с радостью".

Говоря о преодолении "индивидуалистической парадигмы", которую навязывает верующим современный мир, выступавший также уделил особое внимание общецерковному измерению "таинства таинств". Напомнив изначальное значение греческого слова "литургия" ("общее дело"), он подчеркнул, что в евхаристии "актуализируется не только наше единство со Христом, но и наше единство друг с другом", причем не только на уровне отдельной христианской общины, но и на уровне всей Церкви. "Это единство, которое глубже культурных и родственных связей: это единство жизни во Христе, самое сильное и самое глубокое единство, которое только может существовать в человеческом сообществе", - заключил митрополит Иларион.

По окончании лекции он ответил на множество вопросов из зала, касающихся подготовки к причащению.