В этих стенах готовили "религиозный десант" в большевистскую Россию
Архив NEWSru.com

В сегодняшней публикации итальянская газета La Stampa проливает свет на историю одного из известных католических учебных заведений - Папского колледжа "Руссикум" (Pontificium Collegium Russicum), задачей воспитанников которого было поддержание русской религиозной традиции на территории Советского Союза в годы воинствующего атеизма и сталинских репрессий (перевод статьи можно прочитать на сайте InoPressa.Ru). Колледж "Руссикум" был открыт 15 августа 1921 года - именно в тот период, когда в СССР стала проводиться целенаправленная политика по уничтожению церквей и представителей духовенства.

В колледже должны были готовить священников, хорошо знавших не только русский язык, восточную и западную религиозную культуру, но и реалии тогдашней советской жизни. Как отмечает La Stampa, более тридцати иезуитов начали проходить в те годы в "Руссикуме" специальную подготовку, чтобы затем, подобно неким религиозным "коммандос", проникнуть на территорию СССР и встать на место православных епископов и священников, беспощадно уничтоженных большевиками. Живым из посланцев "Руссикума" вернулся лишь один - Пьетро Леони, которому пришлось много лет провести в ГУЛАГе.

Жизнь Католической церкви в России никогда не была простой, говорится в статье. Однако в 1905 году Николай II издал указ о религиозной терпимости. В 1914 году в России насчитывалось пять миллионов католиков, на ее территории функцинировал 1491 католический храм и служили 2194 священника. Революция смела все: началась тотальная экспроприация церковной собственности и зданий, а епископов и священников, выступавших против антицерковной политики властей, отдавали под суд и отправляли умирать в Сибирь.

В 1920-е годы начинаются слабые попытки диалога с Москвой. Папа Пий XI принимает решение о создании "Руссикума", особого колледжа по подготовке священников, которые должны будут пополнить поредевшие из-за Красного Октября ряды церковных служителей. "Ученики в "Руссикуме", - рассказывает историк Ирина Осипова, - изучали русский язык и литературу, литургию византийского обряда. Кроме того, они изучали основы советской идеологии".

Если бы удалось достичь соглашения между Москвой и Ватиканом, эти священники могли бы работать спокойно. В противном случае (что и произошло) им пришлось бы проникнуть в Россию тайно. "И оказавшись в России, - говорит Осипова, - в случае ареста они знали, что единственное, чем им сможет помочь Ватикан, - это молитвы".

Они были арестованы с поразительной легкостью и осуждены на основе статьи 58 Уголовного кодекса, карающей за "контрреволюционную и антисоветскую деятельность". Святой Престол не мог понять, как эти "элитные солдаты религии" так быстро попали в сети.

Исследования архивов КГБ открывают очень интересный элемент: оказывается, советские власти были очень хорошо информированы о деятельности "Руссикума". Например, были обнаружены имена, даты и поездки, которые должны были бы быть секретными, но вместо этого они были заранее хорошо известны Москве. Протоколы допросов арестованных иезуитов подтверждают это. Как это могло случиться?

Ответ находится в тех же архивах КГБ. Советские спецслужбы, оказывается, следили за "Руссикумом", причем очень эффективно.

"Скорее всего, - говорит Осипова, - на СССР шпионил библиотекарь Конгрегации восточных церквей, по имени Куртна. Куртна был родом из Латвии и вращался в кругах, близких к Ватикану и, в частности, к восточным Церквам. Похоже, Александру Куртна нравился риск и он вел двойную игру, информируя как СССР, так и нацистов. В 1942 он был арестован фашистской полицией и провел 14 месяцев в тюрьме.

Освободившись, он обосновался в Риме. Когда прибыли союзники, он снова был арестован. На этот раз ему тоже удалось отделаться. Однако фортуна изменила ему. Говорят, что однажды на улице его затолкали в машину, отвезли в Геную, где посадили на советский корабль, который повез его туда, откуда не возвращаются, - в сибирские лагеря, туда, где с его помощью оказались и иезуиты из "Руссикума".

"Изучая архивы КГБ, мне удалось отыскать досье на 11 из них, - говорит Осипова. - Двое были расстреляны, двое умерли, остальные семь были отправлены в лагеря. Среди них были люди разных национальностей: поляки, украинцы, белорусы, чехи, словаки, французы, итальянца и даже американцы". Отец Симон Константин вспоминает, что среди учеников колледжа многие были готовы принять муки и что все они были готовы даже умереть".

Выжить удалось лишь Пьетро Леони, который был арестован в Одессе в 1944 году и освобожден спустя десять лет, когда на смену Сталину пришел Хрущев и между Востоком и Западом началась слабая оттепель.