Талмуд предписывает евреям проводить праздничный день "в веселье". Это один из немногих праздников, когда иудеям разрешено употреблять крепкие напитки
Архив NEWSru.com

Накануне вечером, после захода солнца, с наступлением по еврейскому календарю 14 дня месяца Адара, последователи иудаизма начнут отмечать Пурим (Праздник Жребия), установленный в память о спасении евреев от истребления, попытки которого были предприняты в Персидском царстве во время правления царя Артаксеркса (V в. до н.э.).

Подробно эти события изложены в книге Эсфирь (Эстер). Суть истории Эсфири заключается в том, что она стала женой Артаксеркса, скрыв свое еврейское происхождение. Единственный родственник Эсфири, Мардохей, раскрыл заговор против евреев и рассказал ей об этом. Заговор исходил от Амана, советника царя, который испытывал ненависть к евреям, унаследованную им от предков. Праведный Мардохей, будучи на службе у царя, отказался поклониться до земли Аману, поскольку так требовала от него вера. Это дало повод Аману убедить царя, что его иудейские подданные не были ему верны, и добиться согласия на их истребление за один день во всех концах царства. Чтобы решить, в какой день следует начать их истребление, Аман бросил жребий - пур (отсюда и название праздника), который выпал на 13 Адара. Но когда о заговоре царю рассказала его жена Эсфирь, последствия для Амана были самыми тяжелыми: под впечатлением от мужества жены, которая рисковала собственной жизнью, нарушая запрет самовольно обращаться к царю и признавая свое еврейское происхождение, царь казнил не евреев, а самого Амана. 13 Адара во всех городах Персидского царства евреи уничтожили своих врагов, а на следующий день устроили отдых и торжество в честь победы и избавления. Поэтому празднование Пурима проводится 14 Адара.

В синагогах 14 Адара во время утренней и вечерней молитвы читается свиток книги Эсфирь (Мегилат Эстер) и произносятся три благословения. Существует обычай при упоминании имени Амана во время чтения шуметь и бить в грегер - "колотушку Амана".

Кроме чтения свитка книги Эсфирь существуют еще три "обязанности" (мицвот), выполняемые в праздник Пурим: дарение подарков, подаяние бедным и праздничная трапеза. Чтобы выполнить предписание о подарках, каждый человек относит или посылает своим знакомым или родственникам мишлоах манот - два вида еды (как правило - сладости) или напитков. Подаяние принято давать, по меньшей мере, двум нуждающимся; кроме того, накануне праздника каждый жертвует в общину символическую сумму - "полшекеля" - как символ солидарности всего народа.

Талмуд предписывает евреям проводить праздничный день "в веселье". Это один из немногих праздников, когда евреям разрешено употреблять крепкие напитки.

Праздничная трапеза в этот период отличается обилием блюд и вин. Самое известное традиционное блюдо, связанное с Пуримом, - треугольные пирожки из сладкого теста с начинкой из мака и меда (хоменташен).

В Пурим устраиваются маскарадные шествия (в память о том, что под маской поступков скрывается Божественный умысел), костюмированные балы и шуточные представления. В средние века во время таких представлений сжигалось чучело Амана.

Поздравление единоверцам направил Главный раввин России Адольф Шаевич (Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России - КЕРООР).

Суть и аргументация предложения царского министра Амана, пишет Шаевич, комментируя смысл праздника, выглядела следующим образом: есть в персидской империи народ – "евреи, у которого своя религия, свои обычаи и который, хотя и разбросан по всей стране, с другими не смешивается. Именно поэтому этот народ весьма опасен. Избавиться от опасности поможет тотальное уничтожение еврейского народа. В этот день, известный только губернаторам провинций, специальные воинские части должны были начать погром, а довершить – "разъяренные граждане".

"В итоге справедливость восторжествовала, и вскоре советник был казнен. Пурим - праздник радости, праздник победы над врагом, планировавшим тотальное истребление еврейского народа - в этот день каждый еврей должен выполнить три праздничные "обязанности" (мицвот): дарение подарков, подаяние бедным и праздничная трапеза. Причем подарки отправляются чаще в виде сладостей родным и знакомым. Подать неимущим нужно не менее двух раз и к тому же внести пожертвование в синагогу.

Стол в этот праздник изобилует блюдами и винами. В синагогах 14 Адара во время утренней и вечерней молитвы читается свиток книги Эсфирь (Мегиллат Эстер). Существует обычай при упоминании имени Амана во время чтения шуметь и бить в грегер - "колотушку Амана". Проявление царской власти Б-га, высшее воплощение его беспредельной власти и мудрости, пронизывающее содержание "Мегиллат Эстер", мы находим в каждом событии нашей жизни", - подчеркивается в послании Адольфа Шаевича, опубликованном на сайте КЕРООР.

В Московской еврейской религиозной общине центр празднования находился в Московской хоральной синагоге, где было совершено чтение "Мегиллат Эстер", а затем состоялось представление клоунов и праздничное угощение.

В Московском еврейском общинном центре (МЕОЦ) в Марьиной Роще чтение свитка Эстер, повествующего об истории Пурима, совершил накануне вечером Главный раввин России Берл Лазар (Федерация еврейских общин России - ФЕОР), сообщает РИА "Новости". После официальной части в МЕОЦ прошли разнообразные веселые представления и розыгрыши, конкурс на лучший "Пуримский прикид" и праздничный концерт популярной российской рок-группы "Смысловые галлюцинации".

Сегодня утром в МЕОЦ также был прочитан свиток Эстер, после чего там прошел детский праздник с пуримским карнавалом, викторинами, подарками и угощением.

По словам Берла Лазара, два обычая Пурима прямо противоположны обычному поведению евреев. Это пуримский карнавал, когда надеваются смешные, нелепые костюмы и маски, и "пуримская выпивка", когда празднующие доводят себя до такого состояния, чтобы уже не отличить Амана (главного злодея пуримской истории) от Мордехая (главного героя).

Пурим - время отбросить все формальные условности и повседневные маски. "На один день мы позволяем себе полную свободу от ограничений, налагаемых обществом, чтобы раскрыться по-настоящему, показать свою настоящую любовь друг к другу. Ту любовь, которая выше разума", - отметил Лазар, комментируя смысл праздника.