Среди самых известных произведений Шагала - витражи в христианских и иудейских домах молитвы
www.blagovest-info.ru

Показать библейские основы творчества Марка Шагала - такую задачу поставили организаторы художественной выставки, проходящей в эти дни в Нью-Йорке, сообщает со ссылкой на ENI.

По словам директора Музея библейского искусства на Манхэттене (MOBIA) Пола Тейбора, другая цель экспозиции "Библия Шагала: мистические рассказы" - "реабилитировать" великого художника, которого порой обвиняют в чрезмерном популяризаторстве.

"Шагал - удивительная личность, укорененная в обоих мирах - иудейском и христианском", - говорит Тейбор. По его мнению, использование великим уроженцем Белоруссии библейских мотивов свидетельствует вовсе не о поверхностности, как считают некоторые критики, а о глубине. Таким образом он пытался отразить скорби и ужасы ХХ века, считает директор выставки.

Среди самых известных произведений Шагала - витражи в христианских и иудейских домах молитвы: в частности в церкви св. Стефана в Майнце (Германия) и синагоге при больнице "Хадаса" на холме Эйн-Карем (Иерусалим). Витраж Шагала также украшает штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке, а плафон его кисти - Гранд-Опера в Париже.

На выставке в Нью-Йорке, в частности, экспонируется серия черно-белых гравюр на тему падения Иерусалима и исхода еврейского народа. Во время Второй мировой войны эти шедевры графики были спрятаны в Париже и пережили нацистскую оккупацию. Сам художник был вынужден в это время эмигрировать в США.

Марк Шагал родился в еврейском местечке под Витебском в 1887. С ранних лет испытал влияние иудейской и русской православной традиции. Учился живописи в России и Германии, с 1923 поселился в Париже, куда вернулся из США по окончании второй мировой войны. Скончался на юге Франции в 1985.

Незадолго до смерти Шагал написал, что огромное влияние на него оказала Библия - "великая, универсальная книга". "С самого детства она наполняла меня видением судеб мира, вдохновляла меня в моих трудах, - писал художник. - В минуты сомнений ее поистине поэтическое величие, ее мудрость утешали меня. Библия для меня как вторая природа".

"Шагал глубоко чувствовал христианское богословие, но использовал его в своих собственных целях, - говорит Тейбор. - Он не боялся писать распятого Иисуса, но эти изображения - подчеркнуто иудейские и земные. Для Шагала Иисус - это страждущий иудей, а не Тот распятый, о котором говорит христианство".

На выставке, которая продлится до 18 января, уже побывали многие христиане и иудеи. По свидетельству Тейбора, и те, и другие оставили позитивные отзывы. Картины Шагала особенно ценны тем, что, содержа христианские символы, они не вызывают никакого дискомфорта у иудеев, отметил директор выставки, они такого видят Иисуса, "которого они узнают".