Руководитель Московского представительства Фонда Аденауера Маркус Ингенлат отметил, что Западная и Восточная Европа стоят перед общими вызовами глобализации, в условиях которой Церкви должны, с одной стороны, сохранить свою традицию, с другой - сохранить
Архив NEWSru.com
 
 
 
"Основы социальной концепции РПЦ" должны не только обозначить реакцию Церкви на злободневные вопросы, но и проявить активное "многомерное" присутствие Церкви в постоянно меняющемся мире, считает митрополит Филарет
Архив NEWSru.com
 
 
 
Некоторые базовые демократические принципы не является идеальными с православной точки зрения, полагает Всеволод Чаплин
Архив NEWSru.com
 
 
 
Церковь должна более остро реагировать на такие актуальные проблемы социальной жизни, как имущественное расслоение, коррупция, социальные конфликты, считает профессор Адольф Хампель
Архив NEWSru.com

Как уже сообщалось, в Москве открылась накануне международная конференция "Социальное учение православия в современном обществе", организованная Фондом им. Конрада Аденауэра в сотрудничестве с Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП), Церковно-научным центром "Православная энциклопедия" и Синодальной богословской комиссией Русской православной церкви (РПЦ). В работе форума принимают участие сотрудники Фонда им. Аденауэра, иерархи и священнослужители РПЦ, других христианских конфессий, представители органов государственной власти, общественных организаций, богословы, ученые - социологи, экономисты, юристы, историки из России, Германии, Австрии, журналисты. Агентство "Благовест-инфо" распространило информацию о содержании дискуссии на конференции.

Открывая конференцию, руководитель Московского представительства фонда Маркус Ингенлат отметил, что Западная и Восточная Европа стоят перед общими вызовами глобализации, в условиях которой Церкви должны, с одной стороны, сохранить свою традицию, с другой - привести ее в соответствие с требованиями времени.

От имени Главного управления внутренней политики Администрации президента РФ конференцию приветствовал советник отдела по взаимодействию с религиозными организациями Борис Лукичев. О необходимости конструктивного обсуждения базовых христианских понятий в процессе межконфессионального и международного диалога говорил руководитель Центра "Православная энциклопедия" Сергей Кравец.

О разработке "Основ социальной концепции" РПЦ, принятой на Юбилейном Архиерейском соборе 2000 года, рассказал в своем докладе Патриарший Экзарх всея Беларуси, председатель Синодальной богословской комиссии РПЦ митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев). Митрополит подчеркнул, что, по мысли разработчиков, этот документ должен был не только обозначить реакцию Церкви на злободневные вопросы, но и проявить активное "многомерное" присутствие Церкви в постоянно меняющемся мире. С богословской точки зрения, считает выступавший, социальная деятельность Церкви не является гуманитарной миссией, но свидетельством о действии Христа в мире, и миряне как полноправные в духовном отношении члены Церкви призваны к этому свидетельству в том социальном статусе, в котором они пребывают. Митрополит Филарет пообещал, что руководимая им Синодальная комиссия будет более углубленно изучать христианское служение мирян, проводить международные конференции по различным аспектам христианского богословия. В частности, следующий форум, который готовит комиссия, решено посвятить современному богословию эсхатологии. Архиерей отметил также, что социальное православное учение должно развиваться, учитывая тот немалый опыт, который накоплен в этой области католической и протестантскими Церквами.

Заместитель председателя ОВЦС МП протоиерей Всеволод Чаплин выступил с докладом "Православие и общественный идеал сегодня", в котором рассказал о том, как складывалось православное отношение к формам государственного устройства в постперестроечный период. По словам священника, демократия не воспринимается христианами как выражение православного идеала, хотя она и дает возможность верующим активно участвовать в социальной и политической жизни. Ряд базовых демократических принципов не является идеальным с православной точки зрения: это и вытеснение религии из общественной жизни в частную сферу, и непризнание божественной санкции на власть, и принципы соревновательности, конкуренции, и плюрализм во всех сферах общественной жизни, который вступает в противоречие с христианским императивом "собрать расточенное", и насаждаемый социальный оптимизм, вера в прогресс, не совместимая с эсхатологичностью православного сознания. Всеволод Чаплин отметил тенденции возрождения религии в общественной жизни, развития православного сознания и, в частности, православной общественной мысли.

По наблюдениям докладчика, секулярные ценности все более становятся нормой для тех обществ, которые несколько десятилетий живут в мире, что с исторической точки зрения можно считать аномалией. К сожалению, этот период кончается и для России, и для западного мира, считает Всеволод Чаплин. В этих условиях закономерно обращение к религии даже таких супердержав, как США, которые, столкнувшись с вызовом терроризма, "становятся ближе к России". В этом плане докладчик считает бесперспективной позицию либеральной российской интеллигенции, которая за последние годы перешла к активному неприятию традиционных православных ценностей и навязывает обществу тезис о неизбежном тотальном противостоянии мира веры и мира безверия.

Анализу социальной этики и принципов церковно-государственных отношений посвятил свой доклад профессор университета г. Бонна Мартин Хоннекер. По мнению профессора, государство должно соблюдать "позитивный нейтралитет" по отношению к религиозным организациям, обеспечивая равноправие для всех. Слишком тесное сотрудничество со светской властью может дискредитировать Церковь. Более того, внешне неблагоприятные периоды в церковной истории оказывают, как правило, "обновляющее" воздействие на Церковь. В ходе обсуждения этого доклада Всеволод Чаплин также подтвердил, что "утрата внешнего могущества" представляет для Церкви "очищающий урок", но это не значит, что у христиан надо отнять возможность влиять на общественные процессы. Он согласен также с тем, что государство должно играть роль "балансировщика" в греховном мире, но эта модель не может восприниматься христианами как идеальная. Профессор Хоннекер подчеркнул, что он не предлагает безоговорочно принять в России европейский образец государственно-церковных отношений, но признает необходимость поиска новых соотношений в странах, не так давно освободившихся от тоталитаризма.

С доброжелательной критикой некоторых положений "Основ социальной концепции РПЦ" выступил профессор морального богословия Университета города Гиссен (ФРГ) Адольф Хампель. Церковь должна более остро реагировать на такие актуальные проблемы социальной жизни, как имущественное расслоение, коррупция, социальные конфликты, считает профессор. "Скептическим" и не соответствующим христианским основам кажется ему тон "Социальной концепции" по отношению к свободе совести. Будучи многолетним сотрудником католического благотворительного фонда "Помощь Церкви в беде" ("Kirche in Not. Ostpriesterhilfe), Адольф Хампель позитивно оценил сотрудничество этой структуры с РПЦ.

Научный сотрудник Фонда Константин Костюк также подверг критике "Основы социальной концепции РПЦ" за недостаточное внимание к таким современным реалиям, как демократия и рыночная экономика. По мнению Костюка, дальнейшее формирование социальной доктрины пока "зависло", вследствие чего РПЦ следует стать более открытой для новых явлений.

"Системному наступлению воинствующего секуляризма на остатки европейской христианской цивилизации" посвятил свое выступление представитель Московского патриархата при Европейских международных организациях, епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев).

Основной темой доклада стало противопоставление христианских и общечеловеческих ценностей, положенных в основу современной демократии. Если первая система христоцентрична - источником правовых и общественных норм является Бог, - то вторая ставит в центр человека, причем "падшего, греховного". Серьезную тревогу епископа Илариона вызывает "воинствующий секуляризм" сторонников демократии, которые, исповедуя защиту прав человека, ставят под угрозу "основное право человека - право исповедовать свою веру". Секулярная идеология, считает епископ, подобна коммунистической: обе они представляют собой суррогат религии со своим культом и символикой, претендуя на мировоззренческую монополию.

Анализируя проявления "воинствующего секуляризма" последнего времени (отказ от упоминания о Боге в проекте Европейской конституции, запрет на ношение религиозных символов в учебных заведениях Франции), архиерей приходит к выводу, что секулярная идеология откровенно враждебна именно по отношению к христианству. Истоки этой "агрессивности" докладчик видит в гуманизме эпохи Просвещения, который вырос из протеста против "тоталитарного характера" средневекового католичества. Современное европейское антихристианство - это, по мнению епископа, прежде всего "антикатоличество", в котором проявляется протест против всей христианской религии в целом.

При этом, считает представитель РПЦ при Европейских международных организациях, "секуляристы" способны на "реверансы" по отношению к исламу и другим религиям, выбрав в качестве "козла отпущения" исключительно христианство. По прогнозам архиерея, христиан в Европе будет все меньше, тогда как число мусульман увеличится.

Говоря о возможных союзниках православных в борьбе с воинствующим секуляризмом, епископ Илариона в первую очередь назвал Католическую церковь, с которой, по его словам, следует находить "общие пути свидетельства о Христе". Выступавший подчеркнул в этой связи, что нынешние конфликты православных и католиков ему представляются крайне "несвоевременными" и надо постараться их "локализовать", чтобы сотрудничать в отстаивании христианских ценностей. Что касается европейских протестантов, то их епископ Иларион в рядах союзников не видит, поскольку они "постепенно отходят от вероучительных принципов, приспосабливая их к секулярным вызовам". В то же время в качестве потенциальных союзников были названы все, кто готов защищать традиционные ценности: "Только единым фронтом традиционные религии могут отразить натиск секуляризма".

Говоря о влиянии православия на европейские процессы, докладчик отметил, что до недавнего времени оно было "почти незаметным". В то же время представитель РПЦ при Европейских международных организациях выразил надежду, что ситуация изменится после вступления в Евросоюз Болгарии, Румынии и Кипра, поскольку эти государства вместе с Грецией могут составить "православное лобби", которое сможет вести диалог со сторонниками секулярных ценностей.

Доклад епископа Иллариона вызвал заинтересованную дискуссию. В частности, профессор Боннского университета Мартин Хоннекер возразил, что неправомерно говорить о "секуляризации" протестантизма. Профессора социальной этики Венского университета Габриэль Ингеборг насторожило резкое противопоставление теоцентричной и антропоцентричной системы ценностей: она считает, что гуманистические идеалы не находятся в непримиримом противоречии с христианским вероучением. Протоиерей Владимир Федоров предполагает, что натиск секуляризма стал возможен из-за "отступления христианства": общество плохо представляет себе, что такое христианские ценности, и православные вместе с католиками и протестантами должны свидетельствовать о Христе в духе толерантности

В дискуссии приняли участие протоиерей Владимир Федоров, профессор Венского университета Габриэль Ингеборг, руководитель центра "Религия в современном обществе" Михаил Мчедлов и другие.