Граница вмешательства государства в жизнь семьи должна быть четко определена, считает протоиерей Всеволод Чаплин
Архив NEWSru.com

Действия органов опеки должны быть четко определены законодательством, а не субъективными соображениями, считают в Русской православной церкви.

"Тяжелые последствия для семьи может иметь и чрезмерное расширение полномочий органов опеки и попечительства, и появление таких законов, которые позволяют отнимать детей у родителей на основании очень расплывчатых критериев, таких как "недостаточное развитие ребенка", "психологическое насилие", "ненадлежащее воспитание", - заявил в среду порталу "Интерфакс-Религия" глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

По его словам, уже сегодня есть немало случаев, когда детей отнимают на основании субъективных суждений по поводу того, что "та или иная травма была якобы нанесена родителями", или по поводу того, что дети недостаточно материально обеспечены.

"Все такие случаи должны очень серьезно обсуждаться в обществе, и пусть это обсуждение позволит тщательно проанализировать любые законодательные инициативы, равно как и действия органов опеки, провести ясную границу вмешательства государства во внутреннюю жизнь семьи", - добавил священник.

По мнению Всеволода Чаплина, "если жизни и здоровью ребенка угрожает опасность, государство должно принимать меры". "Да, если семья испытывает материальные трудности, государство должно помочь. Но вмешательство чиновников в мировоззренческую сферу семьи, в ее стиль жизни и методы воспитания противоправно по сути и противоречит самой природе семьи", - считает глава синодального отдела.

"Такие же понятия, как надлежащее и ненадлежащее воспитание, уровень развития ребенка, физическое насилие, либо должны иметь ясные критерии, либо не должны использоваться в принципе, поскольку само их наличие порождает безграничные возможности для коррупции и злоупотреблений", - подчеркнул священник.

В качестве примера произвола органов социальной опеки Всеволод Чаплин привел историю сына проживающей в Финляндии россиянки Инги Рантала, который был насильно отобран у родителей и помещен в приют, откуда сбежал домой.

"Радует, что в этом случае человек воспринимает Россию как по-настоящему свободную страну. Действительно, у нас родители пока могут с высокой степенью свободы выбирать методы воспитания своих детей, мировоззрение, в духе которого они воспитываются, образ жизни своей семьи", - отметил собеседник агентства.

По его мнению, "этого, к сожалению, оказываются лишены многие люди на Западе, но и в России эта свобода может прожить недолго, и проблема не только в попытках введения системы ювенальной юстиции".