Вайшнавы, последователи одной из наиболее многочисленных индуистских традиций, отмечают сегодня Гаурапурниму, или Явление Шри Чайтаньи, которого считают самым милостивым воплощением Шри Кришны
wikipedia.org

Вайшнавы, последователи одной из наиболее многочисленных индуистских традиций, отмечают сегодня Гаурапурниму, или Явление Шри Чайтаньи, которого считают самым милостивым воплощением Шри Кришны. Гаурапурниму также иногда называют и "бенгальским Новым годом", поскольку именно Бенгалия (историческая часть Индии) теснее других связана с именем Чайтаньи - наиболее выдающегося религиозного деятеля индийского Средневековья. Сами вайшнавы более известны в западном мире как кришнаиты.

"Вайшнавы пользуются для исчисления важных дат лунным календарем, поэтому даты получаются как бы "скользящими", - пояснил член Национального совета Центра обществ сознания Кришны в России (ЦОСКР) Сергей Зуев (духовное имя - Радха-Дамодар-дас). - Так получилось, что главный праздник вайшнавов, Гаурапурнима, в этом году точно наложился на одно из самых ярких политических событий в мире - референдум в Крыму". "Мы видим в этом совпадении некий знак доброй надежды на то, что конфликт будет скорейшим образом урегулирован и не отразится на исторически братских отношениях между российским и украинским народами", - приводит слова Сергея Зуева Отдел по связям с общественностью ЦОСКР.

"Противоречия, которые неизбежно возникают в материальном мире, не должны перерастать в насилие, - убежден вайшнавский лидер. - Решать споры следует только путем диалога, основываясь на духовном наследии, к которому люди даже в наш век испытывают уважение. В свое время Шри Чайтанья продемонстрировал то, как можно на основе духовного знания не только снять противоречия, вызванные исключительно телесными представлениями о жизни, но и сблизить людей самых разных народностей, традиций, национальностей и вер, поставив во главу угла совместное прославление Бога".

Название праздника Гаурапурнимы происходит от "гаура" (золотой) и "пурнима" (полнолуние). "Гаурой" называли Чайтанью за цвет его тела, сияющего как золото. Явление Шри Чайтаньи произошло в полнолуние месяца Пхальгун (февраль-март) 1486 года в исторической области Навадвипа ("девять островов"), на территории нынешней Западной Бенгалии.

Шри Чайтанья родился в семье Джаганнатхи Мишры и Шримати Шачиматы. При рождении родители дали ему имя Нимай, поскольку он родился под деревом нима. Это дерево сохранилось до сих пор, и оно также считается объектом почитания. Чайтанья с детских лет поражал всех своим сверхчеловеческим интеллектом, который был уникален даже для Навадвипы, считавшейся тогда центром учености во всей Индии. Вскоре он открыл свою школу санскритской грамматики, а в возрасте 24 лет принял санньясу (отречение от мира), став странствующим монахом и проповедником.

В те годы Шри Чайтанья стал, пожалуй, наиболее яркой фигурой в жизни практически всей Индии, несмотря на то, что большинство провинций страны находились под властью правителей династии Великих Моголов, насаждавших исламскую культуру и преследовавших индуистов. Поднятое Чайтаньей движение санкиртаны (всенародного пения имен Кришны) охватило не только всю Бенгалию (тогда еще не разделенную на западную, оставшуюся в составе Индии часть и часть восточную, ставшую впоследствии государством Бангладеш), но и другие области средневековой Индии. Фактически Шри Чайтанья возродил классическую бхакти - ведическую традицию служения Богу с бескорыстием и преданностью. Шри Чайтанья провозгласил пение имен Бога "единственным путем к совершенству в нашу эпоху Кали (век раздоров и лицемерия)".

С религиозной точки зрения, Шри Чайтанью считают "самым милостивым воплощением Кришны", а с социальной - великим реформатором, последовательно выступавшим против монополии кастового брахманизма на духовное освобождение души.

Во времена Шри Чайтаньи проповедью "санкиртаны" (массового пения имен Бога) были охвачены вся Бенгалия, Орисса, области центральной и даже традиционно консервативной дравидийской (южной) Индии - практически весь Индостан, включая Восточную Бенгалию (ныне Бангладеш). Шри Чайтанья установил дхарму (божественный, незыблемый закон) для нынешней эпохи - совместное пение святых имен Бога. Он проповедовал учение "непостижимого единства и различия" живого существа (души) и Всевышнего Бога. Шри Чайтанья оказал сильнейшее влияние не только на реформы религиозных доктрин Веданты, но и на традиционное театральное искусство. Именно Шри Чайтанью считают основоположником народного бенгальского театра "Джатра".

Вместе с тем Шри Чайтанья - одна из самых загадочных личностей в истории человеческой цивилизации. Его жизнь окутана завесой тайн, несмотря на довольно подробное описание в трудах его последователей. Вайшнавы убеждены, что Чайтанья - это сам Кришна, явившийся в образе человека, чтобы показать пример преданности Богу. В книгах описываются многие случаи чудес, явленных Чайтаньей. Однажды на его ладони моментально ожило и проросло семечко манго. Всего за несколько минут из семечка выросло деревце, которое даже принесло плоды, причем это не было сезоном цветения манго. В другой раз Чайтанья одним лишь прикосновением исцелил больного от тяжелой кожной болезни. Когда он пребывал в состоянии экстатического мысленного созерцания деяний Кришны, его тело увеличивалось до немыслимых размеров. А в другой раз, будучи глубоко погруженным в молитвенное состояние, он был унесен океаном, и когда спустя долгое время один рыбак случайно выловил Чайтанью сетью, обнаружилось, что со святым ничего не произошло.

Известна история о том, как Шри Чайтанья принял вызов одного горделивого мудреца, возомнившего себя непобедимым спорщиком. Мудрец на ходу сочинил и выпалил сразу сто санскритских виршей во славу реки Ганги, причем в рифму и, как ему показалось, совершенных по ритму и внутреннему содержанию. Однако Чайтанья не оставил гению никаких шансов. Он не только моментально запомнил все сто стихов, но и точно воспроизвел один из них, откуда-то из середины, сделав глубокий научный анализ стиха и указав поэту на отход от правил санскритской классической поэзии.

Жизнеописание Шри Чайтаньи приводится в таких священных для гаудия-вайшнавов (последователей бенгальского вайшнавизма), как "Чайтанья-чаритамрита", "Чайтанья-мангала" и "Чайтанья-бхагавата".

Мистическим был и уход Золотого Аватара в 1534 году. В красивой легенде рассказывается о том, как в возрасте 48 лет Чайтанья вошел в храм Тота Гопинатхи, находящийся в Джаганнатхапури (штат Орисса), и больше его никто никогда не видел. Когда спутники Чайтаньи бросились на поиски, то обнаружили на бедре божества Кришны в алтаре храма сияющий золотой рубец, которого раньше никогда не было. Этот след можно и сегодня увидеть в том храме.

После ухода Чайтаньи река Ганга затопила Навадвипу, и место его явления было, казалось, утрачено навсегда. Однако как-то раз Бхактивинод Тхакур (1838-1914), судья и магистрат священного города Джаганнатхапури, заметил с крыши своего дома в Навадвипе свечение непонятной природы, струившееся в небо на другом берегу Ганги. Предчувствуя разгадку многовековой тайны, Бхактивинод взвалил на спину корзину с немощным старцем Джаганнатхой-дасом Бабаджи и поспешил туда. Едва он приблизился к свечению, как старец с юношеской легкостью выпрыгнул из корзины и затанцевал. Так было найдено точное место явления Чайтаньи. Теперь здесь находится храм Йогапитх.

Историографы Индиры Ганди приводят ее выступление во время церемонии в Дели, посвященной 500-летию со дня явления Шри Чайтаньи: "Я не верю, что бхакти, любовь к Творцу, можно отнять у людей. Бхакти никогда не может исчезнуть. Бхакти должна существовать вечно, независимо от того, в каком положении мы находимся. Наша страна дала миру множество святых. Некоторых из них мы по своему невежеству унижали. Скольким из них выпала нелегкая доля, скольких из них мы поносили и оскорбляли, сколько их ушло, так и не узнав, приняли ли мы всерьез то, чему они учили. Но это не заставило их прекратить свои старания. Только ничтожные люди могут испугаться угроз и оскорблений. Но те, кто осознает важность своей миссии, черпает силу даже в страданиях, которые причиняет им мир. Можно причинить вред их телу и даже уничтожить его, но их идеи и миссию уничтожить нельзя. Мы питаем уважение к религии, даже если не следуем ей в своей повседневной жизни. Мы преклоняемся перед высшими идеалами. Святые, отрекшиеся от материальной жизни, посвятившие себя духовным поискам, не проявляющие интереса к мирской жизни, пользуются уважением в нашем народе, особенно среди бедных людей. Это одна из причин, по которой бхакти живет в нашей стране.

Смысл таких духовных встреч, как эта, в том, чтобы определить, каким образом бхакти может принять практические формы, каким образом она может войти в сердце каждого. И именно поэтому я тоже приняла участие в сегодняшнем праздновании. Мое присутствие или отсутствие не усилят в людях веру. Но мне хотелось выразить свою твердую убежденность, что современный мир страдает от своего рода жажды и голода, которые не утолит никакой материальный комфорт и материальный прогресс".

Говоря о значимости Шри Чайтаньи и его реформаторства, некоторые западные исследователи сравнивают Чайтанью с Лютером (даже называют его "индийским Лютером"). Внешне он своей проповедью бросил вызов кастовости, которая разрушила принципы справедливой и точно выверенной ведической социально-духовной варнашрамы. Но прежде всего, приход Чайтаньи был революционен, потому что он остановил опасный крен общества в сторону утопической философии имперсонализма. Фактически, Чайтанья стал мощным мировоззренческим противовесом бессмысленности. Его приход, как резонно полагают исследователи Средневековья, стал логической кульминацией многовековой ожесточенной борьбы различных философских школ и доктрин, опирающихся на классическую Веданту, но по-разному ее понимающих. Если пришествие Будды и его философия, распространенная по всему Индостану и далеко за его пределами императором Ашокой, были продиктованы необходимостью остановить бессмысленное убийство животных, оправданное якобы необходимостью жертвоприношений, для чего Будда должен был отвергнуть авторитет Вед, то пришедший позже Шанкара (788-820) должен был этот авторитет восстановить.

Шанкара своей проповедью вытеснил буддизм из Индии, заменив его имперсонализмом. Но позже Рамануджа (1017-1137) и Мадхва (1239-1319), нанеся сокрушительные удары по маяваде (имперсональному учению о Боге) Шанкары, сместили акценты именно к доктрине Бога-личности, что и было изначально присуще Ведам. Хотя противостояние имперсонального и личностного учений о Боге сохраняется до сих пор, тем не менее, сведенное Чайтаньей воедино учение о Боге-личности открывает невероятные возможности для распространения и утверждения именно такого представления об Абсолютной Истине в странах мира, пораженных вирусом имперсонализма, прежде всего в странах западного мира. По сути, ключевые проблемы современного мира и вызваны как раз смещением акцентов в сторону либо имперсонального понимания Истины, либо вообще отрицания Бога. Когда конфликт сознания и быта доходит до своего апогея, что в истории западного мира часто выражается во всплеске нонконформизма, резко возрастает потребность обращения к бескомпромиссным духовным, кажущимся революционными идеям. Этим отчасти объясняется живость и жизненность волны персонального учения вайшнавизма (кришнизма), охватившей западные страны в середине прошлого столетия.

Наиболее грандиозные торжества по случаю Гаурапурнимы проходят в Навадвипе, прежде всего в Маяпуре, который считается "столицей" вайшнавов. Празднованию Гаурапурнимы здесь предшествует многодневное пешее паломничество (парикрама) последователей этой традиции со всего мира по местам явления и деяний Чайтаньи. В последние годы рекорды по числу паломников из разных стран мира бьет Россия, откуда сюда приезжают свыше тысячи вайшнавов. Сильно возросшее влияние и авторитет российских вайшнавов выражается и в том, что в Маяпуре даже появился "русский квартал", а одним из лидеров местной вайшнавской общины стал опять же выходец из нашей страны. Несколько лет назад в священном городе Маяпуре, считающемся столицей традиции бенгальского вайшнавизма (кришнаизма), были установлены самые большие в мире металлические божества (мурти) Шри Чайтаньи и его ближайших сподвижников. Статуи отлиты из сплава восьми различных металлов. Высота каждого мурти достигает 2,5 м, а вес более двух тонн.

Празднование Гаурапурнимы длится, как правило, несколько дней, завершаясь "пиром Джаганнатхамишры". По традиции в Индии после рождения сына отец собирал людей со всей округи и принимал их как гостей, угощая их и благодаря за благословения.

В день Гаурапурнимы вайшнавы постятся до восхода Луны (именно в такое время суток родился Шри Чайтанья) и поют мантры с именами Кришны. Принято раздавать друг другу подарки духовного содержания.

В западном мире традиция бенгальского вайшнавизма начала широко распространяться, начиная с конца 60-х годов прошлого века благодаря известному вайшнавскому санньяси (монаху) Бхактиведанте Свами Прабхупаде (1896-1977), основавшему Общество сознания Кришны. Современные вайшнавы (кришнаиты), в том числе последователи Общества сознания Кришны, считаются продолжателями учения Шри Чайтаньи.

По времени Гаура-пурнима почти совпадает с другим популярнейшим индийским праздником - Холи, праздником "красок", когда люди обливают друг друга красками и осыпают разноцветной пудрой. Этот веселый праздник связан с именем Кришны, хотя существуют и другие толкования его происхождения.