Градостроительная комиссия Красноярска одобрила строительство храма Русской православной старообрядческой церкви
admkrsk.ru

Градостроительная комиссия Красноярска одобрила строительство храма Русской православной старообрядческой церкви. По информации "Сибирского агентства новостей", храм появится на пересечении улиц Республики и Кирова. На отведении этой площадки под строительство настояла Красноярская старообрядческая община, сообщает "Благовест-инфо".

Открытое обсуждение по поводу строительства состоялось 2 сентября в рамках публичных слушаний. В мероприятии участвовало 50 человек, в том числе и глава старообрядческой общины. Помимо одобрения строительства, выраженного участниками обсуждения, в городскую администрацию поступило еще 32 предложения от граждан. Жители Красноярска высказались за возведение церкви, в связи с этим члены градостроительной комиссии приняли решение разрешить строительство храма на вышеупомянутом участке.

Как отмечается в публикации на официальном сайте архивов Красноярского края старообрядчество в истории этого региона занимает особое место. После разгрома в первой половине XVIII века западнорусских старообрядческих центров судьба немалой части последователей старой веры теснейшим образом оказалась связана с территорией за Уральским хребтом.

Появление старообрядцев или раскольников (как их официально называли до 1905 года) в Сибири связано как с их принудительным переселением, так и добровольной миграцией целых старообрядческих общин или их отдельных представителей с целью сохранения своих религиозных взглядов и распространения своего влияния.

В XIX веке губернские власти ежегодно должны были составлять специальные ведомости "О старообрядцах и раскольниках разных согласий и сект", где указывалось, сколько раскольников и сектантов проживали в данном городе или уезде, к каким сословиям относились, не относились ли они к помещичьим крестьянам.

Диапозон расселения старообрядцев на территории тогдашней Енисейской губернии был достаточно широк. Они жили на Среднем и Нижнем Енисее, Подкаменной Тунгуске, Ангаре, Ачинском и Минусинском уездах. Отдельные группы проживали в городах.

При этом в документах наиболее полно отражается деятельность именно старообрядцев юга губернии. Здесь старообрядческие общины, действуя легально или полулегально, вписались в существующие социально-экономические порядки и старались в меру своих возможностей или окончательно легализоваться, или повысить свой статус, поднимая перед властями различные вопросы.

К 1886 году ряд населенных пунктов Ачинского и Минусинского округов были или полностью, или частично старообрядческими.

Из имеющихся документов видно, что в сельской местности старообрядцы занимались хлебопашеством и различными крестьянскими работами, а в городах, в частности, городе Минусинске, - торговлей и ремеслами (так, из пяти старообрядцев, выбранных в Минусинскую городскую думу в 1882 г., трое занимались торговлей, один был кузнецом и еще один маслобойщиком).

Активно участвовали старообрядцы и в общественной жизни - избирались на должности сельских старост, сельских писарей, волостных судей, волостных заседателей по хозяйственной части и, как уже говорилось выше, гласными городских дум. При этом не только в населенных пунктах, где они составляли большинство. В деревне Белоярской Курагинской волости Минусинского уезда, где проживало 456 православных жителей и 197 старообрядцев, в 1885 г. сельским старостой был избран раскольник Петр Степанович Веревкин, а в деревне Большеидринской Идринской волости того же уезда, где из 112 человек жителей раскольников было 8, на должность кандидата в волостные старшины был избран раскольник Андрей Егорович Овчинников.

Проживающие в Енисейской губернии приверженцы старой веры относились к различным направлениям в старообрядчестве. При этом четкое понятие, кто такие старообрядцы, было законодательно установлено только в 1905 году. До этого под определение раскол попадали все религиозные группы, отколовшиеся от православия: старообрядцы, приемлющие священство, и раскольники разных согласий, не приемлющие священства, но поклоняющиеся иконам; духоборцы, молокане, иконоборцы, не приемлющие священство и не поклоняющиеся иконам; субботники или иудействующие; скопцы. В официальных документах по отношению к одним и тем же религиозным группам применялись понятия раскольники, старообрядцы и сектанты.

Сами старообрядцы к термину "раскольники" относились отрицательно, и как уже говорилось выше, протестовали против того, чтобы их так называли. Они называли себя приверженцами истинной веры и считали себя православными.

С 1905 года в Российской империи старообрядцами стали называть всех последователей толков и согласий, которые признавали основные догматы Православной церкви, но при этом не признавали некоторые из её обрядов и отправляли свое богослужение по старопечатным книгам. Были установлены различия между старообрядцами, сектантами и последователями изуверских учений, которые подлежали уголовному наказанию.