Хотя роль нынешнего Папы Римского в межконфессиональном диалоге не раз вызывала критику, тем не менее, по мнению наблюдателей, отношения Ватикана с Русской православной церковью (РПЦ) за годы понтификата Бенедикта XVI улучшились.
Такое мнение высказал в интервью с DW-World профессор экуменического института при Мюнстерском университете Томас Бремер, который известен как автор ряда работ о положении Церквей в России, Украине и на Балканах.
По словам Бремера, в начале десятилетия отношения между РПЦ и Ватиканом были гораздо хуже. Улучшились они после того, как Йозеф Ратцингер стал Папой Римским. Причин тут, на взгляд ученого, несколько. С одной стороны, конечно, определенную роль играл "национальный вопрос", так как покойный Папа Иоанн Павел II был поляком. В то время отношения между Католической церковью, так сказать, "польского типа" и Православной церковью были напряженными.
Другая причина улучшения - ситуация на Западной Украине, где действует Греко-католическая церковь (униаты), долгое время считавшаяся одним из главных препятствий для сближения Католической и Православной церквей. Сейчас на этот счет ведутся переговоры, и их результаты позволяют надеяться на улучшение ситуации. И последняя, третья причина - это сдвинувшийся с мертвой точки в 2006 году официальный богословский диалог между православием вообще (не только Русской православной церковью) и Ватиканом.
Прозелетизм
Касаясь вопроса о политике прозелитизма, в которой РПЦ упрекает католиков, Томас Бремер ответил, что хотя ему трудно судить со стороны, поскольку он не живет в России, но, в принципе, в 2002-2003 годах, то есть в то время, когда этот вопрос был наиболее актуален, несколько представителей Католической церкви признали, что случаи нарушений имели место. Сейчас действует совместная комиссия российских католиков и православных, которая работает над этой проблемой.
Вопрос прозелитизма, считает Бремер, - очень сложный. Есть люди польского или литовского происхождения, потерявшие в советские времена веру и ныне вернувшиеся в католицизм. Есть и такие, которые ранее были атеистами, но просто открыли для себя Католическую церковь и хотели креститься именно в католической традиции. Правда, есть и православные, которые перешли в католическую веру. Однако случается и обратный процесс. На Западе, например в Германии, многие православные немцы в прошлом были либо протестантами, либо католиками. В каком-то смысле это даже нормальный процесс, когда кто-то (речь тут обычно идет о совсем небольших числах) думает о переходе в другую Церковь.
Почему Папа и Патриарх не могут встретиться
Комментируя слухи о возможности встречи глав двух Церквей, собеседник DW-World обозначил этот вопрос с двух сторон.
Если вспомнить, что желание такой встречи исходило прежде от Иоанна Павла II, то во время его понтификата отношения были такими напряженными, что встреча так и не состоялась. Что же касается Патриарха Кирилла, то он уже встречался в сане митрополита с Бенедиктом XVI до вступления того на папский престол. Так что они лично знакомы, знают друг друга.
Нынешний Папа, отметил Томас Бремер, не путешествует столько, сколько его предшественник. Кроме того, позиция Русской православной церкви такова: нужно сначала решить все проблемы между Церквами, а потом уже встречаться на высшем уровне. Они не хотят просто дипломатической встречи, они хотят сначала достичь определенных договоренностей, способных сделать встречу по-настоящему успешной. По мнению ученого, и Католическая церковь сейчас заинтересована в такой встрече, но без достижения важных решений сама по себе встреча ничего не значит. Так что спешить не стоит.
С кем сложнее договориться католикам - с протестантами или православными?
В этом вопросе, на взгляд Томаса Бремера, существует два аспекта. С теологической точки зрения, конечно, католическое учение и Католическая церковь стоят гораздо ближе к православию, чем к протестантизму. Исторически Православная и Католическая церкви также всегда были очень близки.
Что касается другой области - например, культурной, - то, конечно, Протестантская и Католическая церкви в основном сосуществуют в одном культурном окружении и действуют соответственно западному образу жизни. В этом вопросе они гораздо ближе друг к другу, чем к Православной церкви.
Есть ли в улучшении отношений Ватикана с Православной церковью личная заслуга Йозефа Ратцингера и его понтификата?
Томас Бремер не склонен называть подвижки во взаимоотношениях двух Церквей "заслугой" нынешнего понтифика, хотя, на его взгляд, это, конечно, каким-то образом связано с личностью Бенедикта XVI.
"Его теологические позиции, можно даже сказать, близки Православной церкви и православной теологии. Поэтому и с этой точки зрения контакт с православными становится более интересен", - убежден собеседник DW-World.