Поиски альтернативы капитализму в виде общества, которое не считает главным двигателем прогресса частный экономический интерес, не ушли в историю с распадом СССР, а не раз еще появятся в XXI веке
er.ru

Председатель отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин выступил накануне перед студентами Государственного университета управления. В ходе беседы, отвечая на вопрос об оценке советского времени, он выразил мнение, что Россия может вернуться к попыткам устроить общество на принципах, альтернативных капитализму.

"В советское время было сделано много хорошего. Подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне, выдающиеся технические и научные достижения, очень мощно прозвучавшая в мире модель общества, основанная на идеале социальной справедливости, - все это наши бесспорные достижения. Когда сегодня говорят, что советский социализм позорно канул в историю, это неправда", - приводит слова священника "Интерфакс".

По его словам, общество и государство, построенные тогда, закономерно рухнули, потому что в их основу была положена безбожная идеология, "на которой общество долго строиться не может".

"Но сама по себе идея общества, построенного не по законам доминирования денег, прибыли и частного экономического интереса, была очень важна, и не случайно почти весь XX век капитализм выстраивал себя и менялся, отталкиваясь именно от той системы, которая была построена в Советском Союзе", - отметил представитель РПЦ.

Священник считает, что поиски альтернативы капитализму в виде общества, которое не считает главным двигателем прогресса частный экономический интерес, не ушли в историю с распадом СССР, а не раз еще появятся в XXI веке.

Всеволод Чаплин подчеркнул, что сегодня стало общим местом для экономистов, политиков, интеллектуалов говорить о том, что современный капитализм переживает кризис и идет в исторический тупик.

"Я не исключаю, что Россия с ее мощным стремлением к справедливости еще даст миру свой рецепт устроения общества, в котором главным будут не деньги, не частный экономический интерес и не эгоистические устремления человеческой личности", - заявил священник. Однако, продолжил он, уважение к советскому прошлому и стремление к справедливому устроению будущего не оправдывает преступлений, которые были совершены в период революции, гражданской войны, массовых репрессий и в целом в период существования СССР.

Представитель Церкви напомнил, что были уничтожены совершенно невинные люди в массовом масштабе - только потому, что принадлежали к определенным социальным слоям. Существовали люди, которые оправдывали террор по отношению к этим социальным группам, отдавали приказы об уничтожении невинных людей.

"Среди них - и Ленин, и Сталин, и Троцкий, и многие другие политические деятели этого периода. Я не думаю, что в нашем обществе после того, что мы знаем об этих людях, им должна воздаваться честь, они должны прославляться, быть ориентирами для современной политической практики", - подчеркнул он.

В то же время Всеволод Чаплин высказал мнение, что чувства людей, которым эти политические деятели дороги, "не нужно публично унижать, символы, которые дороги определенному поколению, нужно охранять от вандализма, так же как и любые другие символы, которые бесконечно дороги тем или иным людям".

Эти высказывания перекликаются с недавними заявлениями лидера КПРФ Геннадия Зюганова об отношениях компартии с Церковью. "Я считаю, что наши предшественники допустили одну из грубейших ошибок: перессорились с верующими. Кстати, Ленин через год после победы в октябре требовал предельно уважительно относиться к вере. Я настоял, чтобы из устава нашей партии убрали требования по атеистичности. Вера - личное дело каждого. И замечу: как правило, верующие люди не бегают из партии в партию. Я сам изучал Библию. Я взял Нагорную проповедь Христа и Кодекс строителя коммунизма и понял, что мы его весь списали из Нагорной проповеди. В Евангелии, в послании апостола Павла сформулирован наш главный лозунг: кто не работает, тот и не ешь. Мои предшественники изменили там только одно слово "не ест", - отмечал Геннадий Зюганов в интервью газете "Известия".