Внимание мировой прессы приковано сегодня к новому главе Ватикана Бенедикту XVI. Высказываются предположения о том, какие изменения может претерпеть с приходом нового Папы внутренняя и внешняя политика Римско-католической церкви.
Швейцарская газета Le Temps поместила на своих страницах материал под названием "Восемь дел понтифика" (перевод на сайте InoPressa.ru). Вот как видит это издание задачи, стоящие перед Бенедиктом XVI.
1. Децентрализация Церкви
Существует общее убеждение, разделяемое как верхушкой Церкви, так и рядовыми католиками: необходимо осуществить децентрализацию власти Рима, предоставить более широкую возможность для маневра епископским конференциям и местным Церквам, изменить процедуру назначения епископов. Укрепление коллегиальности стало приоритетной задачей, и эта тема постоянно звучала в Риме на генеральных конгрегациях кардиналов. Второй Ватиканский собор реабилитировал модель, которая позволяет епископам управлять Церковью вместе с Папой. Но Иоанн Павел II превратил папство в инструмент сугубо единоличного правления, и Курия сосредоточила в своих руках огромную власть. Обещания, данные собором, остались невыполненными.
2. Реформа папской власти
В мире насчитывается 1,3 миллиарда католиков и около 5 тысяч епископов. Папа, обладающий даже сверхчеловеческой работоспособностью, не может в одиночку нести на себе такой груз и нормально управлять Церковью. Иоанн Павел II был воплощением той максималистской версии абсолютной монархии, каковой является папство. Восстановление патриархатов облегчило бы выполнение понтификом своих функций. Эта система, действовавшая в античные времена, позволяла гибко решать проблемы, встававшие перед местными Церквами. Последние обращались к Риму как к арбитру в случае возникновения вопросов, которые они не могли решить, в частности, касавшиеся вероучения. Новый Папа должен будет также высказаться относительно судьбы принципа юрисдикционного первенства Католической церкви. В своей энциклике Ut unum sint (1995) Иоанн Павел II призвал христиан всех конфессий помочь ему выработать новую форму осуществления первенства – основного препятствия на пути к единству христиан. Другая ожидаемая реформа касается принципа непогрешимости Римского понтифика.
3. Нехватка священников
В Западной Европе число священников не перестает сокращаться. В США духовенство дискредитировано педофильскими скандалами. В Африке священники и епископы добиваются права быть женатыми и часто открыто живут с любовницами. Параллельно растет число дьяконов и мирян, служащих в Церкви. Но некоторые требы может исполнять только священник: например, совершать причастие. Бенедикту XVI придется предоставить женатым людям возможность принятия сана и смягчить положение о безбрачии священников. Возможно, со временем ему придется предоставить право принятия сана и женщинам. Патриархальность Церкви выглядит архаизмом в глазах многих католиков, привыкших к тому, что женщина играет активную роль в жизни общества.
4. Сексуальная мораль
Продолжая стоять на крайне строгих позициях, Католическая церковь отпугнула такое большое количество верующих, что некоторые эксперты говорят сегодня о фактическом расколе. После шока, вызванного в 1968 году появлением энциклики Павла VI Humanae vitae (посвященной регулированию рождаемости и осуждавшей использование противозачаточных средств), равнодушие к догмам и вероучению католицизма охватывало все большее количество людей на Западе. В обществе, в котором преобладает автономность религиозного сознания, многие католики больше не хотят подчиняться моральным нормам Церкви. Они упрекают ее в нежелании трезво отнестись к опасным ситуациям, требующим более гибкого и либерального подхода – таких, как вопрос об абортах или проблема распространения СПИДа в Африке.
5. Диалог с современным миром
Папа был большим сторонником общения с миром, но его послание не было услышано. Его человеческая харизма ценилась высоко, но этого нельзя было сказать о его речах. Лучшим примером этого парадокса служит отношение к Иоанну Павлу II молодежи. Она аплодировала певцу, но не запоминала или не понимала слов его песни. "Во время Всемирных дней молодежи в Риме в 2000 году в мусорных баках обнаружили огромное количество презервативов", – вспоминает один из свидетелей тех вечеров. Папа, поборник авторитарной реставрации и возврата к моральной дисциплине, восхищал, интриговал, обижал или развлекал людские толпы, но ему так и не удалось донести послание Евангелия до секуляризованных обществ. Церковь нуждается в новом языке, чтобы быть понятой современным миром. Недавний опрос, проведенный в Великобритании, показал, что половина опрошенных не знала, что христиане делают на Пасху.
6. Преодоление внутренних конфликтов в католицизме
Непримиримая позиция Иоанна Павла II и Курии по некоторым вопросам разделила католиков. В период правления Иоанна Павла II сторонникам открытости по отношению к современному миру пришлось пострадать. Как пишет "теолог освобождения" Леонардо Бофф (наказанный властями Ватикана в 1995 году), Иоанн Павел II предпринял "попытку остановить процесс модернизации, начавшийся в Церкви в 60-е годы и заинтересовавший весь христианский мир... Он опубликовал универсальный катехизис, благодаря которому утвердил в Церкви единомыслие". Католические иерархи, начиная с кардинала Ратцингера, некоторых богословов заставили замолчать, осудили ряд новаторских трудов на тему межрелигиозного диалога. Католики-прогрессисты были вытеснены на задворки церковной жизни, и раскол сегодня весьма серьезен.
7. Новый толчок экуменическому движению
Несмотря на некоторые конструктивные инициативы, такие, как подписание лютеранами и католиками Совместной декларации об оправдании верой, экуменизм переживает кризис. Иоанну Павлу II не удалось примирить "два легких" Церкви – православие и католицизм. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отказывается от всякого диалога с Католической церковью, которую он обвиняет в прозелитизме. Новому Папе предстоит кропотливая задача сближения не только с православными, но и с протестантами, обиженными Декларацией Dominus Jesus, в которой провозглашается первенство Католической церкви.
8. Продолжение межрелигиозного диалога
Посещение Иоанном Павлом II Римской синагоги и Дамасской мечети, молитва перед Стеной плача в Иерусалиме и две межрелигиозных встречи в Ассизи были очень важными событиями в истории Церкви. В эпоху глобализации религий она уже не может укрываться за стенами Ватикана. Кароль Войтыла пробил бреши, но его преемнику придется решительно продвигать диалог, так как ультраконсервативная часть Церкви пытается эти бреши закрыть. Новому Папе предстоит, в частности, прояснить роль Пия XII в годы Второй мировой войны и укрепить отношения с исламом.