В РПЦ при строительстве храмов в Москве пожелали равняться на размеры загородных домов чиновников
Moscow-Live.ru

В Русской православной церкви (РПЦ) заявили о необходимости строительства в Москве более просторных храмов, в которых только площадь зала для молящихся будет не менее 250 квадратных метров из расчета два человека на квадратный метр, чтобы избежать духоты и очередей на исповедь. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл дал поручение строить храмы вместимостью не менее 500 человек, передает ТАСС.

"Освящая весной новые храмы, я убедился, что в таком многомиллионном мегаполисе, как Москва, строить малые храмы на 200-300 человек нерационально", - сказал патриарх. По его словам, "отдача от малого (храма) в два или три раза меньше, а иногда в пять раз меньше", чем от большого, хотя на подготовку документации и саму стройку уходит столько же времени и сил.

"Я освящал весной храм Патриарха Ермогена на улице Осенней и лично убедился в этом, когда большая часть людей оказалась за дверями. Поэтому я дал поручение проектировать храмы не менее чем на 500 человек. А это значит, что нам также необходимо пересмотреть принципиальный подход как к подбору земельных участков, так и к их использованию", - сказал патриарх (цитата по сайту финансово-хозяйственного управления РПЦ, где опубликованы тезисы выступления патриарха на VI заседании попечительского совета Фонда поддержки строительства храмов Москвы).

"При подборе земельных участков необходимо внимательно следить за тем, чтобы они были достаточной площади (от 0,6 до 2,0 гектаров) и без обременений, то есть были максимально свободны как от коммуникаций, так и от строений, находящихся в собственности третьих лиц. При этом важно сохранить и последовательно учитывать наш основной принцип: один храм на 20-30 тысяч населения. То есть при выделении участков надо проследить, чтобы в каждом районе Москвы было предусмотрено строительство не менее одного храма", - подчеркнул патриарх.

Предстоятель РПЦ также добавил, что типовые проекты храмов подверглись серьезной критике, поэтому теперь приоритет следует отдавать индивидуальным проектам. "Жизнь показала, что критики были правы", - сказал патриарх, подчеркнув, что идея строить храмы с привлечением "очень интересных архитекторов" исходит от людей. "Мы не могли ее спустить, у нас денег не было", - пояснил Кирилл.

Глава финансово-хозяйственного управления РПЦ Сергей Головков (митрополит Рязанский и Михайловский Марк), рассуждая на том же заседании о недостаточной площади современных храмов, сравнил их с виллами чиновников. Полный текст его доклада, посвященного строительству церквей, опубликован на сайте финансово-хозяйственного управления РПЦ.

"Порой в прессе мы читаем или слышим, что у такого-то чиновника или предпринимателя загородный дом полторы тысячи метров, у такого-то одна тысяча или две. А у нас весь храм - 200 метров! Куда это годится? Мы не должны строить клетушки! Мы должны строить красивые, величественные храмы, достойные стать украшением первопрестольного града нашего и войти в историю современного искусства", - сказал Сергей Головков.

"Сегодня, когда к нам приходят настоятели или архитекторы со своими проектами, то мы в первую очередь интересуемся, какова площадь зала для молящихся. Она должна быть не менее 250 квадратных метров. Из расчета два человека на квадратный метр. То есть, рассчитывая площадь, надо в первую очередь думать о людях, чтобы им удобно было стоять. Ведь мы строим новые храмы, чтобы у верующих появилась возможность не только посещать богослужения рядом с домом, но чтобы им было уютно в своем храме, чтобы наконец решить вопрос с теснотой и духотой и утомительными очередями на исповедь", - отметил в своем выступлении митрополит.

Он сказал, что в Древней Руси и в Российской империи храмы были самыми величественными зданиями, задававшими направления развития архитектуры городов, и противопоставил эту традицию Западу, где "сегодня храмы практически не строятся, а если и строятся, то напоминают в большей степени современные здания, концертные залы, то есть связь с традицией утеряна". "У нас же в России мы становимся свидетелями небывалого расцвета церковного зодчества: как по числу новых храмов, так и по спросу на новые архитектурные проекты. И в наших храмах XXI века мы видим связь новаторства с исторической традицией храмостроительства", - сказал Головков.

Целью "храмоборцев" в РПЦ считают "самые радикальные перемены в обществе"

В выступлении Головков коснулся темы храмоборцев, которые, по его словам, "не первый год терроризируют ряд наших площадок". Так митрополит назвал противников строительства новых храмов. Митрополит считает, что в столице против строительства церквей организована масштабная лживая агитационная кампания.

"Как показывает опыт, застрельщиками выступают сектанты, неоязычники, представители таких политических партий, как "Яблоко" и КПРФ. И опять же практика говорит нам о том, что с этими людьми невозможно вести диалог и совершенно бесполезно заигрывать. Как правило, это радикалы, для которых протест против Церкви - только первый шаг, "раскачка", конечная же цель - самые радикальные перемены в обществе".

Он пожаловался, что храмоборцы начинают с дезинформации, местных жителей обрабатывают в первую очередь: "Забрасывают листовками, ходят по квартирам, запугивают стройкой, шумом, бомжами, алкоголиками. Колокольным звоном и покойниками. Начинают убеждать, что Церковь незаконно захватывает народную землю, вырубает деревья, строит гостиницы, уничтожает экологию в данном районе, дворе, парке и т. д." "Так действовали черные технологи и в Гольяново (храм Патриарха Ермогена на Уральской), и в "Торфянке" (храм Казанской иконы Божией Матери на Осташковском проезде), и даже на Ходынке (храм Преподобного Сергия Радонежского), где не то что парка нет, а один асфальт, взлетная полоса", - перечислил митрополит.

Затем, по его словам, "агитаторы всегда объявляют, что слушания были сфальсифицированы", "начинают планомерно направлять десятки и десятки запросов к депутатам всех уровней, в прокуратуру, технические инспекции, подключают СМИ".

"Обращаются к политическим партиям, маргинальным религиозным группам и псевдообщественным сообществам. Затем подают в суды на оспаривание законных результатов процедуры публичных слушаний. Организуют провокации на храмовых площадках. Участок забрасывают нечистотами, бутылками. На Торфянке к тому же не давали завозить технику. Во время молебнов включали громкую музыку на разных носителях и на разных частотах, создавая невыносимую какофонию, ставили непристойные песни, свистели, оскорбляли верующих. Кандидаты в депутаты наперегонки использовали этот участок для своей предвыборной кампании. Так, например, в воскресенье, 11 сентября, с 14:00 до 15:30 против храма агитировал Сергей Митрохин, с 16:00 до 18:00 приехал кандидат от КПРФ Александр Потапов", - пожаловался докладчик. "Недавно противники строительства стали обкатывать еще один способ давления на православных. Они заходят во временный храм (на Лодочной, на Анадырке), когда совершается богослужение, ведут себя вызывающе, пытаются сорвать службу", - добавил Головков.

Он сравнил эти действия с действиями воинствующих безбожников начала XX века: "Похожие действа происходили в 20-30-е годы XX века, когда на демонстрации Союза воинствующих безбожников носили чучела духовенства, оскорбительные плакаты с карикатурами на религиозные темы, переодевались в нечистую силу".

Бороться с этим он предлагает пропагандой на опережение. "Наши общины первыми должны заполнять все почтовые ящики в домах и интернет-сайтах местных жителей верной информацией о предстоящем строительстве. Настоятели должны налаживать контакты с местными правоохранительными органами. Предоставлять им всю документацию. Также настоятели должны делиться друг с другом положительным и даже отрицательным опытом защиты от деструктивных сил общества. И ни в коем случае не начинать стройку без должно оформленной документации", - подчеркнул глава финансово-хозяйственного управления РПЦ.

Самой громкой и продолжительной из упомянутых в докладе акций "храмоборцев" были протесты против строительства храма в честь Казанской иконы Божией Матери на территории парка "Торфянка" в Лосиноостровском районе. 1 июня 2015 года Бабушкинский районный суд Москвы постановил, что строительство законно, но его противники все равно поставили у входа в парк палатку. Им противостояли члены местной православной общины и активисты движения "Сорок сороков".

В конце того же месяца префектура Северо-Восточного административного округа столицы под давлением общественности приостановила строительные работы. В начале сентября того же года в рамках интернет-проекта "Активный гражданин" прошло голосование по вопросу об альтернативном участке для храма. В итоге под строительство была выделена территория в Анадырском проезде.

В октябре 2015 года власти Москвы приняли окончательное решение отказаться от строительства храма. Однако протестующие активисты решили все равно оставаться в парке на круглосуточном дежурстве. В середине февраля 2016 года в "Торфянке" вновь вспыхнул конфликт из-за строительства храма. Противники его возведения сообщили, что в ночь на 13 февраля в парк были завезены строительные материалы. В начале марта полиция снесла палатку протестующих, а в августе задержала двух человек, пытавшихся ночью сломать провозглашаемый крест, воздвигнутый на месте строительства. Их признали виновными в мелком хулиганстве и <>оштрафовали на 500 рублей каждого.