Приближение Хануки придало новый стимул тому, что теперь называют "Ханука хип-хоп"
brian.salomaki.com

В нынешнем году 25 декабря будут праздновать не только Рождество, но и Хануку - еврейский праздник в память о чуде, произошедшем в Иерусалимском храме, разрушенном императором Титом. Ханука длится восемь дней и каждый год меняет дату, потому что евреи следуют лунному календарю: в этом году начало этого праздника совпадает с днем, когда согласно христианской традиции родился младенец Иисус, пишет сегодня итальянская La Stampa (перевод на сайте InoPressa.ru).

Приближение этого праздника словно придало новый стимул тому, что теперь называют "Ханука хип-хоп" - еще одному сегменту этнико-музыкальной молодежной культуры, который в 2005 году пережил настоящий бум. Некоторые молодые люди из еврейской общины со временем наладили тесные отношения с черными рэперами, и на мелодии, имеющие отпечаток альтернативного рока, латиноамериканского хип-хопа и регги, начали накладывать стихи, гордо рассказывая о своем происхождении. "Единственное отличие от других рэперов – в том, что мы сразу же говорим, что мы евреи, – поясняют многие. – Мы так поступаем, потому что мы гордые".

Ханука хип-хоп – это своего рода версия поп-рэпа итальянского Мони Овадия: этих молодых людей можно назвать модернистами, реформистами, жителями метрополии, вооруженными легендарной еврейской самоиронией. Среди самых популярных групп – ньюйоркцы латиноамериканского происхождения Hoodios, что на спанглиш (смеси испанского и английского. – Прим. ред.) означает "еврей". Они используют английский, испанский и иврит, насмешливо рассказывая о своих корнях и подшучивая над общими местами в стихах вроде этого: "My nose is large/And You know I'm in charge" (У меня большой нос, но знаешь, это мое дело"). Но есть и более удивительные персонажи, как 26-летний хасид Matisyahu. Он читает свой рэп в ритме регги, на нем черные одежды и шляпа с широкими полями, какие носят ортодоксальные евреи. "Тора накормила мой мозг – пусть она льется, пока я не утону", – поет он в произведении "Король без короны" (King Without a Crown).

Новым феноменом можно назвать то, что многие артисты-евреи делают акцент на своем этническом и религиозном происхождении и по причине маркетинговых вопросов. Дуэт LeeVees выпустил в октябре альбом "Ханука рок" (Hanukkah Rocks), который некоторые критики рассматривают как средство донести до масс в упрощенной форме еврейское видение мира.

Достаточно известен среди поклонников рэпа альбом Chanukah's Da Bomb группы Chutzpah. В одном из текстов есть такие слова: "Если ты думаешь, что Рождество – это здорово, подумай, что Ханука длится 8 дней". Chutzpah – группа, в которую входят двое молодых людей из пригородов Нью-Йорка и один актер из Лос-Анджелеса. Они первыми стали записывать свои произведения на компакт-диски. Один из этой троицы, Давид Шарфф, следующим образом объясняет их точку зрения: "Многие думают, что этот отрывок предназначен лишь для молодых евреев. Но это то же самое, что сказать, что Вуди Аллен только для иудеев, хотя он для всех". К числу своих вдохновителей группа относит 71-летнего актера Джорджа Сегала и называет его своим Dr. Dreck, по аналогии с Dr. Dre, который руководил карьерой Эминема. Сегал ответил вежливостью на вежливость и назвал группу Chutzpah "людьми, которые сочиняют солидные и информативные стихи, тонкие и занимательные".