Дьякон А. Кураев отметил, что инициатива правозащитников является "попыткой создать прецедент введения цензуры на классические произведения мировой культуры"
Архив NEWSru.com

Судебное разбирательство, которое российские правозащитники намереваются инициировать в отношении создателя и прокатчиков фильма "Страсти Христовы", станет абсурдной попыткой суда над самим Евангелием. Это мнение высказали на пресс-конференции в Москве представители Русской православной церкви, сообщает "Интерфакс"

Ранее директор Московского бюро по правам человека Александр Брод заявил, что его правозащитная организация рассматривает возможность обращения в суд с иском на создателя кинофильма "Страсти Христовы" Мела Гибсона, а также на российскую компанию, осуществляющую кинопрокат ленты.

Эту позицию организация, по его словам, заняла после того, как "ряд еврейских организаций и частных лиц обратились к нам, посчитав, что данный фильм разжигает национальную рознь и культивирует ксенофобские мифы о повинности всего еврейского народа в распятии Христа".

Профессор Свято-Тихоновского богословского института, диакон Андрей Кураев прокомментировал данное заявление правозащитников следующим образом: "Я убежден, что попытка инициировать судебное разбирательство по поводу фильма Мела Гибсона - это косвенная попытка суда над Евангелием".

"Надо сказать, что это не первая попытка в истории нашего отечества - в двадцатые годы прошлого века это было весьма популярным развлечением комсомольцев: устраивать суды над историческими персонажами, и, в частности, над персонажами библейскими. Над городами пестрели афишами: "Суд над Христом", устанавливались и символические памятники Иуде. Не хотелось бы, чтобы эта атмосфера возрождалась в России сегодня", - сказал он.

Кроме того, отметил о. А. Кураев, возможный иск правозащитников слабо аргументирован законодательно: "Я впервые встретился с ситуацией, когда судебный иск будет строиться на опасении не наступивших последствий. Как можно на юридическое рассмотрение представлять чье-либо опасение, что то или иное произведение может вызвать определенное, "нежелательное", прочтение".

Дьякон А. Кураев также отметил, что инициатива правозащитников является "попыткой создать прецедент, прецедент введения цензуры на классические произведения мировой культуры".

Он подчеркнул, что в случае, если бы такая цензура, основанная на неверно понятом принципе политкорректности, была применена практически к любому имени, вписанному в историю мировой литературы, то от нее не осталось бы ничего - "плохо придется и Гомеру, и Данте, и Шекспиру".

Со своей стороны, протоиерей Валентин Асмус также считает, что "иск, который намереваются подать на автора и прокатчиков фильма, который с полнейшей исторической, даже археологической точностью воспроизводит евангельские события, конечно, означает, что это будет иск, поданный на само Евангелие. И не только Евангелие предстает здесь на суд, но и все христианство в целом; то есть все христианские конфессии, которые хотят следовать Евангелию, обвиняются в том, что проповедуют антисемитизм".

Он подчеркнул, что есть и другие, "еще более древние тексты, в которых содержатся много более нелицеприятные слова в адрес иудеев, в частности, таким текстом является Ветхий Завет".

О. В. Асмус подчеркнул, что, следуя логике правозащитников, можно "дойти до абсолютного абсурда и безумия - не только закрыть все церкви, но остановить за "антисемитизм" и деятельность синагог, в которых читается Ветхий Завет".