В Свято-Филаретовском православно-христианском институте (СФИ) в рамках проходящей там конференции "Богословие и физика" состоялся круглый стол, в котором приняли участие представители научного и богословского сообщества
sfi.ru

В Свято-Филаретовском православно-христианском институте (СФИ) в рамках проходящей там конференции "Богословие и физика" состоялся круглый стол, в котором приняли участие представители научного и богословского сообщества.

Это уже пятый форум ученых в рамках упомянутой конференции, начавшей работу в марте 2013 года. Его участники в шутку назвали этот диалог "разговором физиков и клириков",

Между тем конференция ставит своей целью восстановление традиции свободного диалога между представителями фундаментальной науки и фундаментального христианского богословия. Предыдущие встречи были посвящены разговору о происхождении Вселенной, о месте человека в ней и о том, как человек ее познает, а также о критериях истинности в научном и богословском познании, сообщает Информационная служба СФИ.

Участники нынешнего обсуждения задались вопросами, является ли человек рабом Божиим или продуктом социума, результатом естественного отбора или существом, родственным Богу.

По словам профессора СФИ Григория Гутнера, разум и речь невозможно вывести эволюционно из знаковых систем, которые есть у животных. "В человеке есть то, что превосходит Вселенную, чего нигде больше нет", - подчеркнул он.

По мнению профессора СФИ Алесандра Копировского, образ Божий в человеке - не то же, что художественный образ. Это окно в бесконечность, в котором есть динамика и незавершенность.

Лауреат премии Грубера в области космологии академик РАН Алексей Старобинский считает, что данные современной науки позволяют говорить не о том, что физические законы во всей Вселенной универсальны и "подходят" человеку, а скорее о существовании в мире "экологической ниши", в которой человек может жить.

Ведущий научный сотрудник Института астрономии РАН Александр Багров предположил, что в случае гибели человечества Бог и мир продолжат существование без него. Деистический взгляд высказал старший научный сотрудник ИЗМИРАН Е.В. Иванов: сотворив мир, Бог не вмешивается в его судьбу.

Ректор СФИ священник Георгий Кочетков заявил в ответ, что вопрос не в Боге, а в человеке: готов ли человек к общению с Богом, Который ему Себя открывает и хочет участвовать в жизни Своего творения? Человек так же любит свободу, как Бог, но часто превратно ее понимает, заметил отец Георгий.

По мнению профессора СФИ Давида Гзгзяна, человек - "носитель концентрированных рисков". Каждое из животных занимает в мире определенную для своего вида нишу. Но станет ли человек человеком, не знает даже Сам Бог.

Григорий Гутнер со своей стороны напомнил мысль Иммануила Канта, говорившего о том, что сама по себе разумность - не гарантия человечности: нужно еще иметь решимость, мужество пользоваться собственным разумом. А по мнению Давида Гзгзяна, "человек - единственное Божье творение, которое рискует не состояться. И тогда Бог рискует не состояться вместе с ним".

Академик Старобинский, подводя итог дискуссии, отметил, что в современной науке существуют противоречия. А существуют ли они в Боге, мире и человеке - этому вопросу участники круглого стола договорились посвятить следующую встречу.