Российское мусульманское образование должно быть интегрировано в мировую систему исламского образования, считают участники круглого стола в Москве
Благовест-инфо

Мусульманское образование в России должно быть интегрировано в мировую систему исламского религиозного образования. Об этом заявили участники круглого стола, посвященного проблемам мусульманского религиозного образования в России и за рубежом. Он накануне состоялся в пресс-центре РИА "Новости". Задача интеграции российского мусульманского образования будет, в частности, решаться 28-29 сентября в Казани на конференции, посвященной мусульманскому образованию, сообщает "Благовест-инфо".

В работе круглого стола приняли участие ректор Российского исламского университета (РИУ, Казань) Рафик Мухаметшин, проректор по научной работе РИУ Рустам Батров, ректор Северо-Кавказского университетского центра исламского образования и науки (Махачкала) Максуд Садиков, ректор Северо-Кавказского исламского университета им. Абу Ханифы (Нальчик) Шарафуддин Чочаев, руководитель департамента внутренних дел Совета муфтиев России Арслан Садриев.

В работе предстоящей конференции примут участие представители 25 стран (в основном арабских), а также делегаты из Англии, Голландии, Боснии и Герцеговины. Как отметил Рафик Мухаметшин, российская система мусульманского образования проходит "период становления", она должна "воспринять зарубежный опыт". Он напомнил слова президента РФ Дмитрия Медведева о том, что "мы должны ориентироваться на свои учебные заведения и работать с крупными исламскими центрами в мире". У Исламского университета Казани есть договоренности пока только с Турцией.

По словам участников встречи, российское мусульманское образование не признается в мире. "Нам важно быть ориентированными на мусульманское образование в России, и чтобы не думали, что оно хуже", - сказал Рустам Батров.

По словам Максуда Садикова, в Дагестане сейчас действуют 13 мусульманских вузов (из 17 по России). В этом году был первый выпуск теологов. Что касается проблем, то главной из них, по мнению Садикова, является слабая материально-техническая база. Ранее был высок престиж исламского духовного образования, теперь же наметился спад. В то же время выпускники исламских учебных заведений по-прежнему остаются востребованными.

Шарафуддин Чочаев отметил со своей стороны, что в Кабардино-Балкарии средний возраст священнослужителей составляет 60 лет, а в исламском вузе – в отличие от вузов Дагестана – может обучаться одновременно не более 80 человек. И если ранее был конкурс 1:6, то сейчас приходится выбирать только из двух абитуриентов. Впрочем, отметил далее ректор Северо-Кавказского исламского университета, сейчас выделена земля под строительство образовательного центра в Кабардино-Балкарии, который будет обеспечивать специалистами четыре соседние республики.

Арслан Садриев обратил внимание на сформулированные участниками встречи проблемы: "средний возраст имамов – 60 лет" и практически отсутствие конкурса в исламские учебные заведения. "Чтобы вуз функционировал, нужно создать отрасль, которую бы он обеспечивал", - сказал представитель Совета муфтиев. 60-65 лет – это значит, что человек на пенсии и может много времени проводить в мечети. Молодые люди не хотят "быть нищими и попрошайками".

Рафик Мухаметшин сообщил, что в Татарстане действует 1300 мечетей (это почти что исламское государство, отметил он), и только 20% из них обеспечены имамами. По его мнению, "о возрождении ислама говорить не приходится", т. к. "нет мусульманской общины". "Нет экономических институтов, которые обеспечивали бы возрождение ислама", - подытожил он.

Максуд Садиков рассказал, как эта проблема решается в Дагестане: студенты, которые обучаются в религиозных исламских вузах, параллельно получают светское образование. По его мнению, государство должно взять ответственность за разрушенную когда-то систему исламского образования.

Большинство участников круглого стола высказались за то, что необходима государственная поддержка мусульманского образования. Рафик Мухаметшин отметил, что на сегодняшний день существуют только негосударственные фонды поддержки имамов и студентов, обучающихся в исламских вузах (в частности, Фонд поддержки мусульманской культуры, науки и образования, возглавляемый Евгением Примаковым).

По мнению же Арслана Садриева, нынешним имамам свойственны "массовое иждивенчество" и "местнический эгоизм" – как будто государство им что-то должно. Светское государство, считает он, не обязано поддерживать исламское образование.

Отвечая на вопрос о студентах, обучающихся за границей, участники круглого стола сообщили, что у Духовных управлений практически нет возможности контролировать их. Молодые люди уезжают сами, по своим паспортам и визам. По словам Шарафуддина Чочаева, из 20 уехавших возвращается в среднем один человек. "Нас винили в том, что мы не контролируем уезжающих. Мы даже не знаем, кто учится там, потому что они уезжают не через Духовное управление", - сообщил Чочаев. По словам Максуда Садикова, более 1000 дагестанцев учатся в зарубежных странах, и из закончивших 30% - "не проблемные". Остальные 50-70% негативно настроены ко всему, что происходит в России и в Духовных управлениях.