В Русской православной церкви призвали журналистов к добросовестности при освещении религиозной жизни в России.
Поводом для этого стала недавняя публикация репортажа о пасхальной мессе в католическом соборе Москвы, в ходе которой было совершено крещение 35 человек. Автор заметки указывал на то, что таинство совершалось в присутствии представителя Московского Патриархата, и приводил слова одной из католических монахинь, которая сказала: "Мы очень рады, что крещение русских было воспринято представителем РПЦ с пониманием и не вызвало возражений".
С критикой подачи информации о своем пребывании в католическом соборе выступил упомянутый православный священник - глава секретариата по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Игорь Выжанов.
В беседе с корреспондентом агентства "Интерфакс" он заявил, что считает "недобросовестной подачу данного материала".
"Вопреки утверждению автора заметки, новокрещенных я не приветствовал, было просто приветственное слово, обращенное ко всем, в котором среди прочего говорилось о присутствии Христа в жизни христианина. Никакого особого акцента на данном акте крещения не делалось", - отметил Игорь Выжанов.
При этом он подчеркнул, что крещение, которое совершалось в католическом соборе Москвы, совершается на Пасху каждый год.
"Крестятся взрослые люди, причем некоторые из них являются иностранцами, приехавшими в Россию, поэтому тема их перехода откуда-то куда-то и прозелитизма вряд ли имеет отношение к данному случаю. К тому же никакого понимания или своего отношения к этому крещению я не выражал", - сказал собеседник агентства.
Тем более, добавил он, вряд ли со стороны Русской церкви может быть какое-то "понимание", когда люди, крещенные в православии, переходят в католичество. "Это, конечно, их личное дело, но одобрять подобные шаги мы не собираемся. Не понимаю, почему у католической монахини сложилось такое впечатление", - заявил он.
Представитель Русской церкви выразил убеждение, что "подобные цитаты в материале, которые искажают то, что было на самом деле, и вообще такая подача недопустимы, тем более в столь тонком и ответственным вопросе, как отношения между католиками и православными в России".
"Вызывает также крайнее недоумение, что журналисты, взявшие за основу упомянутый материал, договорились до того, что якобы представитель Русской православной церкви одобрил прозелитизм", - добавил Игорь Выжанов, еще раз призвав представителей СМИ "к соблюдению профессиональной этики". br>
Между тем агентство Regions.ru обратилось к нескольким московским православным священникам с просьбой ответить на вопрос, что заставляет людей уходить из православной традиции в католичество. Вот их ответы.
Протоиерей Владислав Свешников, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках:
"В выборе веры присутствует много индивидуальных особенностей", - сказал священник.
"При выборе католичества, например, могут руководствоваться какими-то романтическими представлениями о готике и средневековье. А бывают случаи, когда человека, впервые пришедшего в православный храм, встречают не слишком дружелюбно. Но стремление к вере у него все-таки есть, и он решает: "Пойду тогда к старообрядцам, или к баптистам, или к католикам". Может быть, образ Церкви у католиков некоторым кажется более привлекательным. Некоторое значение имеет и слабая богословская осведомленность о различиях между православием и католичеством", - отметил Владислав Свешников.
"Конечно, жалко, когда наши люди уходят к католикам, но уж лучше так, чем вообще никак. Тем более во всем мире сейчас какая-то часть населения не удовлетворяется собственной традицией. Так, все больше и больше появляется православных французов, англичан, американцев и т.д.", - напомнил священник.
Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях:
"Я бы не стал в данном случае говорить о перемене веры".
"Ничто не говорит о том, что эти люди перешли в католичество именно из православной традиции, а приветствие официального представителя РПЦ новообращенным католикам снимает подозрения в прозелитизме. Скорее всего, эти люди ушли из неверия и пришли к вере", - пояснил он.
"В принципе очень трудно сказать, почему они сделали именно такой выбор. Так или иначе люди пришли ко Христу. А это самое главное", - заключил священник.