В женевском отеле "Кроун Плаза" состоялась встреча католических и иудейских лидеров
НТВ

В женевском отеле "Кроун Плаза" накануне состоялась встреча католических и иудейских лидеров. В ней приняли участие главные раввины Ицхак Даян и Марк-Рафаэль Гедж, раввин Франсуа Гарай, председатель Швейцарской федерации израилитских общин профессор Альфред Донат, кардиналы Жорж-Мари Котье и Жан-Мари Люстиже, а также епископы Амеде Граб и Курт Кох.

Встреча была организована по инициативе Межобщинного координационного совета против антисемитизма и диффамации (CICAD) и посвящена 40-ой годовщине ватиканской декларации "Nostra aetate"Le Temps (полный текст на сайте InoPressa.ru).

"То, что сегодня кажется очевидным, далеко не всегда было таковым раньше, – напомнил профессор Альфред Донат. – Для Церкви отвержение еврейского народа Богом и передача его миссии христианству являлись неоспоримыми истинами". А потом случился Холокост – истребление 6 миллионов евреев в годы Второй мировой войны – и все изменилось. Сожалея в то время о том, что она сама могла во многих случаях способствовать распространению антисемитизма, Католическая церковь пересмотрела свои позиции. На Втором Ватиканском соборе она приветствовала связи, духовно соединяющие "народ Нового Завета и потомков Авраама". Она заявила, что "смерть Христа... не может быть огульно вменена в вину ни всем жившим тогда иудеям, ни иудеям современным".

"Мы не могли не отметить это событие, – сказал президент CICAD Филипп Грумбах. – Главной задачей нашей организации является борьба против антисемитизма и нетерпимости. Так вот, "Nostra aetate" появилась в тот момент, когда Католическая церковь перестала учить презрению и стала учить уважению. И эта декларация была не завершением, а началом настоящего диалога".

В дальнейшем последовали новые жесты: в 1986 году Иоанн Павел II посетил Римскую синагогу, а в 2000 году совершил поездку в Израиль.

Стал ли иудео-христианский диалог проще? "Многое еще предстоит сделать, – говорит президент фонда "Корни и истоки" Главный раввин Марк-Рафаэль Гедж. "Когда Церковь признала Израиль как Израиль, она обрекла себя на то, чтобы заново определить свою сущность. Что в таком случае она из себя представляет? Что касается иудеев, то им не хватает богословской позиции в отношении христианства. Поэтому им предстоит проделать большую работу, чтобы признать – в понятных им категориях – все то, что принесла с собой Церковь".