Иеромонаху Димитрию (Першину) вынесено публичное предупреждение от священноначалия за комментарии в СМИ на тему супружеских отношений в пост
Архив NEWSru.com
 
 
 
Архиепископ Александр напомнил отцу Димитрию о его "первейшем и неукоснительном долге монаха - пребывать в непрестанной молитве, особенно в благословенный период Великого Поста
Архив NEWSru.com

Руководителю информационно-издательского управления синодального Отдела по делам молодежи иеромонаху Димитрию (Першину) вынесено публичное предупреждение от священноначалия за комментарии в СМИ на тему супружеских отношений в пост.

"Во избежание недоразумений Вам благословляется в дальнейшем воздерживаться от публичных выступлений в прессе, либо осуществлять таковые только по моему непосредственному благословению при условии согласования со мной текстов выступлений", - говорится в открытом письме отцу Димитрию от председателя Отдела по делам молодежи архиепископа Костромского и Галичского Александра, текст которого получен сегодня порталом "Интерфакс-Религия".

Архиепископ Александр считает, что заявление иеромонаха Димитрия по поводу отсутствия в церковном праве канонов, запрещающих супружеские отношения в период поста, было выдержано "в резком безапелляционном духе, выглядело тенденциозным и односторонним". Архиепископ при этом напоминает иеромонаху "о существующей православной традиции супружеского воздержания на период постов, которая хотя и не получила отражения в древних церковных канонах, но имеет своим основанием мнение многих авторитетных церковных писателей и духовников".

"С особой ответственностью мы должны относиться к нашим публичным выступлениям для того, чтобы не дать повода тем, кто ищет повода уязвить Церковь. К сожалению, практика показала, что Вы еще не обладаете достаточной зрелостью, чтобы делать грамотные публичные выступления в СМИ", - заключает архиепископ Александр.

Он также напоминает отцу Димитрию о его "первейшем и неукоснительном долге монаха - пребывать в непрестанной молитве, особенно в благословенный период Великого Поста"".

"Предлагаю Вам позаботиться о более тщательном исполнении этого главнейшего монашеского обета, чтобы не доводить дело до необходимости деятельно позаботиться об этом церковному священноначалию", - говорится в письме.

Напомним, что, по словам иеромонаха Димитрия, в церковном праве нет канонов, которые бы предписывали семейным парам воздержание в период постов.

"Все церковные каноны, каким-то образом касающиеся этой темы, говорят о том, что воздержание в браке обязательно только в ночь перед литургией и таинством крещения", - отмечал он.

Священник напомнил, что каноническая позиция Церкви по этому вопросу определяется словами святого апостола Павла из Первого послания к коринфянам.

По мысли апостола Павла, супружеская жизнь - пространство свободы в любви; это внутреннее дело семьи, которое не подлежит никакой иной регламентации, кроме взаимного согласия и литургического благочестия: "А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе" (1 Кор 7:1-7).

"Именно эти слова апостола легли в основу представлений о желательности воздержания от супружеских отношений на время постов. Но, в отличие от ограничений в непостной пище, за нарушение которых без уважительной причины мирянин отлучается от причащения (69 правило святых апостолов), на семейную жизнь подобные установления не распространяются", - отмечал иеромонах Димитрий.

По его словам, об этом говорит и древнее каноническое предание Церкви: "Вступившие в брак сами себе должны быти довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно быти" (3 правило святителя Дионисия Александрийского).

Смелые заявления молодого священника, к тому же монаха (правда, принявшего постриг лишь в прошлом году), не осталось без внимания его старших собратьев. Этой теме посвятил свое интервью Порталу Credo.ru настоятель храма Трех святителей на Кулишках в Москве протоиерей Владислав Свешников. "Если отметать крайности, то Церковь, конечно, в целом, и церковные люди (в основном) соглашаются с тем, что существуют идеальные нормы. Но полагаю, что в тех случаях, когда супруги, живущие в этом отношении нормально, какое-то количество раз – один, два – в течение поста в силу каких-то обстоятельств, которые не всегда можно учесть, преступят, – они, скорее всего, станут относиться к этому с некоторой печалью. В таком случае, мне кажется, будет соблюдена совершенно нормальная ситуация, то есть одновременно будет соблюдено понимание идеала, и в то же время немощь человеческая будет достойна снисхождения".

В то же время позиция отца Димитрия встретила немало протестов в православной среде, что нашло отражение на страницах сетевых изданий и в интернет-форумах.

Все это побудило заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) протоиерея Всеволода Чаплина высказаться на деликатную тему. "В Православной церкви есть разные взгляды на эту тему. Есть церковные указания, которые все-таки предлагают воздерживаться в пост от телесных супружеских отношений, но нет канонических правил, однозначно и ясно регламентирующих этот вопрос, поэтому в данной области есть разнообразие мнений и пастырской практики", - заявил он.

По словам священника, "некоторые духовники дают своим духовным чадам послабления, некоторые духовники настаивают на полном воздержании от телесных супружеских отношений в период Великого Поста".

"В этой области, как и во многих других областях церковной жизни, возможен строгий подход и возможен подход снисходительный, который учитывает, что в браке может состоять верующий человек с неверующим, православный с неправославным, могут состоять люди разной степени воцерковленности", - сказал Всеволод Чаплин.

В то же время, подчеркнул он, "совершенно очевидно, что в церковной традиции присутствует представление о полезности воздержания во время Великого поста не только от скоромной пищи, от развлечений, но и от телесного общения супругов". "Эта традиция укоренена в нашем народе и церковной жизни", - добавил священник.