В Гааге в среду прошли переговоры прибывшего накануне с первым государственным визитом в Нидерланды президента России Владимира Путина и премьер-министра страны Яна Петера Балкененде
AP Photo
 
 
 
Накануне глава российского государства встретился с королевой Беатрикс и представителями голландского бизнеса
Первый канал
 
 
 
Глава российского государства, в частности, подчеркнул, что Голландия "занимает устойчивое второе место как торгово-экономический европейский партнер России после Германии"
Первый канал

В Гааге в среду прошли переговоры прибывшего накануне с первым государственным визитом в Нидерланды президента России Владимира Путина и премьер-министра страны Яна Петера Балкененде. Накануне глава российского государства встретился с королевой Беатрикс и представителями голландского бизнеса.

- На встрече с Путиным голландская бизнес-элита выясняла, "что можно, а что нельзя"
- Деловое сотрудничество России и Голландии в цифрах
- Российскую экономику поразила Голландская болезнь

На переговорах с премьер-министром Балкененде, которые проходили за закрытыми дверями, президент Путин выразил удовлетворение состоянием экономических отношений России с Нидерландами. "Конечно, не хотелось бы ждать взаимных контактов еще несколько сотен лет, но впервые за последние годы сейчас как никогда развиваются экономические связи", - сказал Путин в среду по окончании переговоров.

Глава российского государства, в частности, подчеркнул, что Голландия "занимает устойчивое второе место как торгово-экономический европейский партнер России после Германии", передает "Интерфакс".

"Если в прошлом году товарооборот был 16,5 млрд долларов, то в этом году он может приблизиться к отметке в 25 млрд, объем голландских инвестиций в российскую экономику за пять лет вырос не на 20, 30, 40%, а в 20 раз", - добавил российский президент.

"Все это говорит, что объем взаимодействия таков, что нам нужно не только поддерживать контакты на высшем уровне, но и поощрять контакты на деловом уровне, контакты гражданских обществ, которые могут создать атмосферу сотрудничества", - подчеркнул Путин.

Премьер-министр Нидерландов, в свою очередь, отметил, что очень рад приезду российского президента. "Отношения Нидерландов и России существуют издавна, все началось с 1697 года, когда Петр Первый посетил Заандам. Ваш государственный визит является важным моментом в наших отношениях", - сказал Балкененде высокому гостю.

"Политические, экономические, культурные отношения России и Нидерландов находятся на высоком уровне, и мы ожидаем, что наш диалог будет открытым", - сказал голландский премьер. Путин добавил, что намерен обсудить с голландскими коллегами "весь комплекс двусторонних отношений".

Встреча с Балкененде проходила в расширенном составе в резиденции главы голландского правительства. Путин перешел из дворца Бинненхоф в резиденцию премьер-министра пешком - оба здания находятся в одном дворце. Президента РФ до дверей резиденции проводили председатели палат парламента, а у входа встретил Ян Петер Балкененде. Глава российского государства и голландский премьер начали беседу по-английски, не прибегая к помощи переводчиков.

На встрече с Путиным голландская бизнес-элита выясняла, "что можно, а что нельзя"

На встрече с представителями деловых кругов Россию помимо президента представляли лишь глава Альфа-банка Петр Авен и председатель правления Сбербанка России Андрей Казьмин. Список голландских участников был гораздо шире. Напротив Владимира Путина сидел президент компании Shell International B.V. ван дер Веер, глава компании Gazuni Дяйкграаф, исполнительный вице-президент Royal Philips Electronics Дютине - всего 25 человек.

Встреча состояла из двух актов. В открытой для журналистов интермедии президент Путин похвалил голландских предпринимателей за их благоразумие, честность и открытость в отношениях с Россией. В результате того, что "в голландцах сошлись эти странные для бизнесменов качества", товарооборот между Россией и Нидерландами, видимо, и составляет сейчас уже около 20 млрд долларов, отмечает "Коммерсант".

На встрече отмечался рост и укрепление инвестиций голландцев в Россию. За короткое время они выросли в 20 раз. "Это вообще рекорд, абсолютный рекорд!", - восхищенно повторял российский президент. Оставалось понять, при чем же тут знаменитое голландское благоразумие, отмечает издание.

После этого голландцы, организаторы встречи, попросили журналистов очистить помещение. Они с самого начала не хотели, чтобы пресса вообще присутствовала на встрече голландской деловой элиты с Путиным. Эта встреча закончилась примерно через час. Глава Альфа-банка Авен, комментируя ее, сказал, что между собой говорили только голландские бизнесмены и президент Путин. Голландцев, по словам Авена, главным образом интересовало, "можно ли им это, можно ли то... ".

Что именно "можно", голландские бизнесмены согласились поведать на условиях анонимности. Один из них рассказал, что бизнес-элита и Путин по инициативе президента компании Shell обсуждали перспективы участия этой компании в проекте разработки месторождения "Сахалина-2".

Компания Shell некоторое время тому назад подписала с "Газпромом" соглашение, и теперь ван дер Веер предлагал пересмотреть его условия. Когда голландцы поближе познакомились с тем, что им предстоит разрабатывать вместе с "Газпромом", они были неприятно удивлены: оказалось, им придется вложить гораздо больше денег, чем они предполагали, подписывая соглашение о сотрудничестве. И теперь Shell хочет переписать это соглашение с учетом вновь открывшихся для них обстоятельств.

Представителей "Газпрома" на этой встрече не было. За них поборолся президент Путин. Первое, что он сказал: уговор дороже денег. Затем глава российского государства, по словам пожелавшего остаться неназванным голландца, продемонстрировал феерическое владение предметом. Он словно готовился к этому разговору всю жизнь. В течение четверти часа Владимир Путин называл только цифры. В результате, как пишет "Коммерсант", ван дер Веер снял все свои претензии. После этого разговора голландские бизнесмены уплыли кататься на лодке по каналу. На берегу остался один ван дер Веер.

Деловое сотрудничество России и Голландии в цифрах

В этом году получила дальнейшее развитие позитивная динамика российско-голландского инвестиционного сотрудничества. Совокупный объем нидерландских капиталовложений в российскую экономику к 1 июля 2005 года составил 14,2 млрд долларов, в том числе прямые инвестиции 11 млрд долларов. По этому показателю Голландия занимает второе место после Кипра.

В России имеется более 200 представительств голландских фирм, а число предприятий с участием голландского капитала, по данным Минэкономразвития, превысило 800. Общий объем товарооборота в прошлом году составил 16,6 млрд долларов. Как заявил накануне Путин, в этом году эта цифра может достичь 25 млрд долларов. Доля Нидерландов во внешнеторговом обороте России составила 8,1%.

В числе наиболее перспективных отраслей российско-голландского сотрудничества - ТЭК, нефтехимия, транспорт, связь, область высоких технологий и ресурсосберегающие проекты. Основу российского экспорта составляют товары сырьевой группы - черные и цветные металлы (45%), энергоносители (17%), лес и химические товары. Ведущее место в импорте занимают продовольственные товары (23%), машины и оборудование (18%), химические товары (12%), табак и табачные изделия (6%), товары широкого потребления.

Встреча с королевой и бургомистром

67-летняя королева Нидерландов Беатрикс, потомок российского царя Павла I и Екатерины Великой, вышла встречать Путина на поле в аэропорту. Рядом с королевой стояла российская актриса Марина Неелова, супруга посла России в Голландии Кирилла Геворгяна, пишет "Комсомольская правда". Королева Беатрикс провела Путина мимо гвардейцев, представила придворным и в окружении мотоциклетного эскорта увезла в Амстердам.

Ил-96 российского президента подрулил практически прямо к королеве. Королева в чудесной голубой шляпке (в цвет дорожки трапа самолета) обезоруживающе улыбалась президенту Путину и своим солдатам. Владимир Путин между тем был мрачен. Ни даже тени улыбки не появилось на его лице. Исподлобья он бросал исполненные тяжелого значения взгляды на солдат из роты почетного караула, которые и без того дрожали на неприятном осеннем ветру. Как пишет "Коммерсант", королева Нидерландов и президент России "напоминали работающих в паре доброго и злого следователей".

Впрочем, подойдя к членам делегации, Владимир Путин расслабился. Уже у самой машины на ногу королеве упал ослепительно белый лист бумаги - и прилип к ее туфельке. Президент Путин сделал было инстинктивное движение, чтобы смахнуть листок, так как он очень бросался в глаза, - но вдруг замер с уже протянутой рукой. Он, очевидно, в последний момент сообразил, что фоторепортеры не будут терять время даром, и в результате церемония встречи в аэропорту запомнится не эскортом истребителей и залпами из пушек, а припаданием президента России к ноге королевы Нидерландов.

Владимир Путин все-таки решил помочь королеве, попавшей в беду (и не обратившей на это никакого внимания), и сделал знак своим сотрудникам. В итоге к ноге королевы вместо него припали сразу два анонима - что тоже получилось неплохо, отмечает "Коммерсант".

После завтрака с королевой Беатрикс и принцем Оранским президент Путин приехал в резиденцию бургомистра Амстердама для встречи с лучшими представителями деловых кругов Нидерландов. Бургомистр Коен вспомнил, конечно, первый визит руководителя российского государства в Голландию.

"Первый раз это было в августе 1697 года, когда царь Петр Первый посетил Амстердам. Как и сегодня, на повестке дня стояли важные вопросы", - рассказал бургомистр. По его словам, амстердамские торговцы надеялись тогда на благоприятное отношение к себе в Архангельске (теперь надеются на режим благоприятной торговли во всей России - прим. ред.) и на привилегии путешествовать по России (теперь это называется облегчением визового режима - прим. ред.).

По словам Коена, царь Петр сказал бургомистру Амстердама Николасу Витсену, что желает стать плотником-кораблестроителем (планы президента Путина после 2008 года - пока что тайна, покрытая мраком - прим. ред.). Себя же Путин скромно сравнил с Петром I - в пользу последнего. "К сожалению, и я, и политики сегодняшнего дня не такие основательные, как политики прошлого, - сообщил российский президент. - Я не могу, как Петр I, отправиться на судостроительную верфь и осваивать ее".