Судебные приставы добиваются права взыскивать имущество должников, записанное на третьих лиц
Вести
 
 
 
Впервые о таких намерениях заявил в минувшую пятницу замдиректора ФССП Артур Парфенчиков
fssprus.ru
 
 
 
Вместе с тем чиновник уточнил, что арестовывать имущество третьих лиц можно будет только в тех случаях, когда у судебных приставов имеются неопровержимые доказательства
Первый канал

Вслед за запретом на выезд за границу людей с признанными судом непогашенными долгами приставы намерены также начать взыскивать в счет погашения долга имущество, записанное на третьих лиц. Накануне планы по внедрению такой инициативы подтвердила пресс-служба Федеральной службы судебных приставов (ФССП). Между тем, эксперты считают, что в российских условиях это не пройдет, пишет "Независимая газета". В действующем законе, определяющем полномочия судебных приставов, пункта, допускающего арест имущества третьих лиц, пока нет.

Впервые о таких намерениях заявил в минувшую пятницу замдиректора ФССП Артур Парфенчиков. "Многие должники ездят на дорогих автомобилях, имеют свой прибыльный бизнес, и в то же время по документам за ними не числится ни средств, ни недвижимости, которое, как правило, переписано на близких родственников", - заявил Парфенчиков на семинаре в ходе которого российские приставы обменивались опытом с финскими коллегами. В Финляндии по суду можно взыскивать имущество, переписанное должником на друзей и родственников.

Вместе с тем чиновник уточнил, что арестовывать имущество третьих лиц можно будет только в тех случаях, когда у судебных приставов имеются неопровержимые доказательства передачи или переоформления имущества с целью его сокрытия от принудительного изъятия в счет погашения долгов.

В ФСПП газете заявили, что механизм определения принадлежности находящегося в собственности третьих лиц имущества должников они пока сообщить не могут, так как инициатива еще не обсуждалась на совещаниях в ведомстве. Там также заверили, что арест имущества третьих лиц будет возможен только в том случае, если суд вынесет решение о том, что должник "действительно целенаправленно специально переписал свое имущество на третье лицо, дабы его скрыть, зная о предполагающихся санкциях".

Юристы сообщили изданию, что по действующему законодательству для взыскания такого имущества с третьего лица необходимо вначале обратиться в суд за признанием недействительным договора перехода этого имущества в собственность третьего лица, доказать его притворность или мнимость и затем вернуть его в собственность должника. После этого уже можно будет его арестовать.

В беседе с газетой юристы отмечают, что прямые доказательства фиктивности сделки существуют крайне редко. "Доказать это, как правило, можно с помощью, например, свидетельских показаний или сообщений электронной почты, но наши суды очень осторожно относятся к таким доказательствам, тогда как на Западе суды склонны их принимать к рассмотрению", - считает юрист юрфирмы "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Максим Кульков.

Другие эксперты указывают на существующую еще с советских времен практику исков об исключении имущества из описи. Если к приставу поступает документально подтвержденный иск, что было описано имущество не должника, а родителей или соседа, который дал его в пользование, то арест будет снят.

Эксперты также обвиняют саму службу судебных приставов в неэффективности. По их словам, они посылают запросы в организации, "находящиеся в 15 минутах ходьбы, откуда месяцами ждут ответов". За это время должник успевает продать свое имущество.