Москва, 28 февраля 2015 года
Global Look Press
 
 
 
Борис Немцов
Global Look Press

Несмотря на отказ главного обвиняемого в убийстве политика Бориса Немцова от данных им ранее признательных показаний, они останутся в уголовном деле. По словам адвоката Заура Дадаева Ивана Герасимова, в связи с тем, что его подзащитный давал эти показания под протокол, в присутствии следователя и защитника, опровергнуть их будет довольно сложно, пишет газета "Коммерсант".

Ранее сообщалось, что Дадаев, которого следствие считает непосредственным исполнителем преступления, признался в убийстве Немцова. Однако после того как задержанного в Ингушетии Дадаева перевезли в Москву, он уже дважды отказался от своих показаний. Сначала уроженец Чечни заявил правозащитникам, посетившим его в СИЗО в начале марта, что дал показания при задержании после пыток и избиения с расчетом отказаться от них в Москве, затем свой отказ от показаний Дадаев повторил на недавнем заседании Мосгорсуда, выяснявшего законность его ареста.

Адвокат Герасимов недавно написал официальное заявление о якобы примененных к его клиенту "незаконных методах воздействия". Письмо будет направлено в СК и Генпрокуратуру для проведения проверки. Впрочем, отмечает "Коммерсант", проверка ничего не установит, так как те телесные повреждения, которые видели члены московской Общественной наблюдательной комиссии, уже зажили. Ранее член ОНК, корреспондент "Московского комсомольца" Ева Меркачева писала, что Дадаев показывал правозащитникам следы от наручников на руках и "кандалов" на ногах.

О том, что СК проверит заявление бывшего замкомандира спецбатальона "Север" Дадаева относительно его "похищения" и избиения, пишет и газета "Известия". В правоохранительных органах утверждают, что Дадаев поступил к ним уже с ссадинами и травмами. В ходе проверки будут изучены материалы по задержанию Дадаева и назначены новые судмедэкспертизы. Такая проверка не ограничена по срокам, поэтому адвокаты подозреваемого опасаются, что она затянется на все время следствия, говорится в статье.

Официальный представитель СК Владимир Маркин отказался сообщить "Известиям" подробности предстоящей проверки, отметив, что конкретные мероприятия и экспертизы будут проводиться по усмотрению следователя. Между тем адвокат Дадаева Иван Герасимов рассказал "Известиям", что у следствия имеется медицинская справка о том, что у его клиента были зафиксированы травмы: ссадины на запястьях и ногах, гематомы на ушах. По его словам, следователи должны назначить новую медицинскую экспертизу, чтобы определить механизм получения травм.

"Коммерсант" отмечает, что, по словам источника, близкого к расследованию, обстоятельства задержания Заура Дадаева остаются туманными. Как рассказал сам Дадаев, он вместе со своим сослуживцем по батальону "Север" Рустамом Юсуповым якобы вел телефонные переговоры с неким наркоторговцем из Ингушетии, которого они пытались взять с поличным. Однако "наркоторговец" оказался агентом управления Госнаркоконтроля по Ингушетии и, как выяснилось, общался с Дадаевым и Юсуповым, выслеживая потенциальных покупателей героина.

Во время встрече в Магасе сотрудники правоохранительных органов попытались "задержать друг друга", однако в этот момент были блокированы сотрудниками ФСБ. Как поведал Дадаев, отпустив наркополицейских, оперативники с 5 по 7 марта избивали и пытали его, принуждая признался в убийстве Немцова. Недавно журналистка Елена Масюк в статье в "Новой газете" написала, что, по словам Дадаева, его пытали электротоком три дня, приковав к батарее.

Правозащитникам из ОНК Дадаев сообщил, что на него все время кричали: "Ты убил Немцова?" Сначала чеченец отвечал отрицательно, однако, когда ему сказали, что отпустят Юсупова в обмен на признание, Дадаев согласился, рассчитывая, по его словам, заявить в Москве о своей невиновности. Дадаев говорит, что его заставили выучить написанные на бумаге обстоятельства убийства Немцова, а потом пересказать текст на видеокамеру.

"Я хочу сказать, что я не знаю, где я провел двое суток. Я был не задержан, а похищен неизвестными людьми 5 марта, а 7 марта в 22 часа мне объявили о том, что я задержан по делу об убийстве Немцова", - сообщил Мосгорсуду Дадаев. "До этого мне говорили, что надо сказать, как надо сказать и где надо сказать. Со мной был похищен Юсупов Рустам, он может это подтвердить. Мне говорили, что если я скажу то, что должен сказать, то Юсупов попадет домой", - сказал подозреваемый.

По мнению близкого к расследованию источника "Коммерсанта", все громкие заявления Дадаева пока "ничтожны" с юридической точки зрения, поскольку до сих пор официального заявления от Дадаева по поводу примененных к нему незаконных методов допроса в СК не поступало. По мнению собеседника издания, в то же время признательные показания предполагаемого киллера выглядят правдоподобными, так как носят конкретный характер. Дадаев ранее подробно рассказал о роли каждого члена преступной группы, организовавшей убийство Немцова, и назвал много деталей, которые можно легко проверить.