Грузинская сторона заранее готовилась к войне с Южной Осетией и Абхазией, об этом свидетельствует ряд данных, хотя и косвенных. Так считает посол России в Грузии Вячеслав Коваленко, "оставшийся без работы" после того, как два государства разорвали дипломатические отношения.
"Я не располагаю точными данными о том, убеждали ли американцы президента Грузии Михаила Саакашвили начать боевые действия, но косвенные данные говорят о том, что все-таки события развивались именно в направлении применения силы", - сказал Коваленко в пятницу на пресс-конференции в "Интерфаксе".
В частности, по его словам, за пять лет нахождения у власти Саакашвили "военный бюджет Грузии увеличился в 30 раз: в 2003 году он составлял 30 миллионов долларов, а в 2008 - миллиард долларов при 5-миллиардной расходной части бюджета Грузии". Кроме того, отметил Коваленко, в министерстве обороны Грузии работали 140 американских инструкторов. "Мне очень трудно представить себе, чтобы, имея такое большое представительство экспертов в военном ведомстве, не понимать в каком направлении идет развитие ситуации", - сказал дипломат.
Он подчеркнул также, что в последние годы Грузия активно закупала большое количество вооружений, "причем не оборонительного, а агрессивно-наступательного характера". В частности, реактивные системы залпового огня, танки, артиллерийские системы. Все эти факторы, по мнению Коваленко, давали четкое представление, что Грузия готовится именно к силовому сценарию.
В войне нет ни победителей, ни проигравших, но Грузия потеряла больше всех
Как считает дипломат, в августовской войне на Кавказе нет победителей или проигравших, но больше всего в результате потеряла Грузия. "Грузия потеряла 17 процентов своей территории. По большому счету, это национальная трагедия. Как Грузии выходить из этой национальной трагедии - это очень непростой вопрос ", - заявил Коваленко.
По его мнению, "американцы также проиграли". Лопнул американский проект, который предусматривал создание таких условий, которые позволяли бы иметь контролируемый конфликт с помощью Саакашвили и нынешнего руководства Грузии. "Этот проект оказался несостоятельным, потому что Саакашвили "сорвался с цепи", начал военные действия, в результате чего конфликт из контролируемого превратился в неконтролируемый с очень печальными и тяжелыми последствиями", - подчеркнул он.
Что касается России, то она, по словам посла, категорически не хотела этой войны: она постоянно и очень настойчиво призывала к подписанию соглашения о неприменении силы между Абхазией и Грузией, и между Южной Осетией и Грузией. Он напомнил, что Россия предупреждала об опасности милитаризации Грузии, настаивала на том, чтобы поиск путей урегулирования искать за столом переговоров. "Интереса России в этой войне не было никакого", - подчеркнул Коваленко.
"Это был геноцид осетинского народа - что бы ни говорили"
Отвечая на вопрос о том, можно ли назвать ситуацию в Южной Осетии геноцидом осетинского народа, посол сказал: "Да, что бы ни говорили, это был геноцид". "Вы понимаете, две тысячи осетин, называют цифры разные, но моя информация - это две тысячи осетин погибли в Цхинвали. Очень много захоронений было проведено сразу, потому что люди валялись убитыми, кладбища были изуродованы гусеницами танков и бронетранспортеров, и люди боялись выходить за пределы своих дворов и хоронили родственников, погибших прямо во дворах своих домов", - отметил Коваленко.
Посол добавил, что впоследствии "этих людей тоже убивали, и никто не знал, где эти могилы". "Работа до сих пор ведется. Отыскиваются, и происходит идентификация этих трупов. Цель была, чтобы как можно больше осетин покинуло Южную Осетию через Рокский тоннель", - сказал дипломат.
Коваленко также отметил, что Россия никогда не ставила перед собой цель свергнуть режим Михаила Саакашвили и подчинить себе эту страну. "Мы не должны давать повод каким-либо силам обвинить нас в империализме, или стремлении подчинить себе Грузию. Это не наш стиль, и нам этим делом заниматься не нужно", - сказал он.
Дипломат напомнил, что Россия не вмешивалась во внутриполитические дела Грузии ни в период президентских, ни во время парламентских выборов в этой стране. "Мы считаем, что грузинский народ должен сам разобраться, как ему жить и кто этим народом будет править. Это не пассивная, а очень уважительная позиция".
Посол выразил уверенность в том, что отношения России и Грузии быстро наладятся, когда в руководстве Грузии появятся люди с политическим мышлением и пониманием того, что с Россией нужно выстраивать отношения без конфронтации. "Развитие Грузии без нормальных отношений с Россией - Грузии как независимого государства - невозможно, иначе Грузия будет все время представлять из себя некоего клиента какого-то государства, которое будет давать какие-то гранты", - сказал дипломат.
Дипконтакты между Москвой и Тбилиси возможны только если Грузия прекратит конфронтацию
Он заявил, что между Россией и Грузией сейчас нет никаких контактов, а дипотношения могут быть восстановлены в том случае, если грузинская сторона прекратит конфронтацию с Москвой. Посол высказал мнение, что перед Грузией стоит выбор, как дальше действовать, и у этой страны есть две дороги: первая - "вернуться на исторически выверенный путь - восстановить добрососедские отношения и экономические связи с Россией". Второй вариант, по его словам, "превратить Грузию в блоковое государство, встать на путь конфронтации с Россией, что неизбежно приведет к самоизоляции Тбилиси".
В условиях нынешнего отсутствия дипотношений представлять интересы России в Грузии, по мнению Коваленко, будет одна из европейских стран. "Думаю, мы найдем какую-то форму статуса, который позволит остающимся там дипломатам иметь, во-первых, иммунитет, и выполнять функции, связанные, прежде всего, с работой консульской службы", - сказал он.
Вместе с тем дипломат заверил, что несмотря на разрыв дипломатических отношений, Россия будет выдавать свои визы гражданам Грузии. "Консульский отдел МИД России в Грузии после решения ряда вопросов, надеюсь, заработает и будет выдавать визы. Конечно, консульская работа будет сокращена и типы виз несколько сократятся. Но по гуманитарным случаям, по родственным связям, в экстренных случаях визы будут выдаваться", - уточнил он.
Посол сказал, что грузинская сторона пока также не определилась, кто будет представлять ее дипломатические интересы в Москве. По его словам, сейчас в российском посольстве в Тбилиси остаются пять дипломатов: советник-посланник, консул, и еще три сотрудника. также в посольстве остается технический персонал для того, чтобы поддерживать жизнеобеспечение всего комплекса здания.
Коваленко считает, что Россия и Грузия должны иметь возможность поддержания каких-то рабочих контактов, несмотря на разрыв дипломатических отношений. "Мы не должны рвать все до конца, до последней ниточки, а должны иметь возможность каких-то рабочих контактов для разрешения возникающих вопросов", - подчеркнул он.
Посол напомнил, что инициатором в разрыве дипломатических отношений выступила грузинская сторона. При этом грузинская сторона поставила вопрос, чтобы сохранить в России консульское присутствие, выдвинула несколько формул сохранения дипломатического и консульского присутствия. "Насколько я знаю, сейчас в МИД России идет работа над тем, чтобы найти форму для того, чтобы дипломаты все-таки могли в несколько замороженном состоянии, но работать. Это, мне кажется, отвечает коренным интересам и России, и Грузии", - подчеркнул Коваленко.
Россия не боится санкций: "пусть лучше подумают, как установить мир"
При этом он заявил, что Россия не боится никаких санкций по отношению к себе: "Пусть они не ломают себе голову, пусть они больше думают о том, как бы установить действительный мир в этом регионе".
Он подчеркнул, что прежде всего для того, чтобы установить мир в регионе, "необходимо добиться подписания соглашения о неприменении силы". "С этим вопросом я в течение года на всех уровнях в Тбилиси вел разговоры, призывая и подчеркивая, что неподписание такого соглашения - это прямая угроза начала военных действий в этом регионе", - отметил Коваленко.
Посол России отметил, что отсутствие договора дестабилизирует обстановку. По его словам, при посещении им грузинских деревень жители подходили к нему, высказывая опасения о начале боевых действий. "Я им говорил, что я их очень хорошо понимаю. Действительно, когда стреляют, когда пули попадают в стены, страшно. Когда вы лишены возможности реализовывать вашу сельхозпродукцию и обеспечивать ваше существование, это плохо. Но нужно решать проблемы, нужно перейти от слов к делам, конкретным делам", - отметил посол.
Коваленко пояснил, что обратил внимание жителей грузинских сел на необходимость подписания соглашения о неприменении силы. "Вы же против войны, и осетины против войны, так подпишите соглашение, что вы не будете применять силу друг против друга. И пускай под этим соглашением будут международные гарантии", - сказал он. Посол подчеркнул, что если бы соглашение было подписано, то не было бы никакой войны. "Но грузинская сторона категорически не хотела подписывать такое соглашение, выдвигая заведомо неприемлемые условия", а теперь некоторые в Грузии об этом сожалеют, отметил посол России в Грузии.