Под планы "оптимизации" структуры правительства, как выяснилось, может попасть МЧС и сам его глава Сергей Шойгу, сообщает в четверг "Время новостей"
Телекомпания Эхо
 
 
 
По данным издания, этот вопрос, наряду с судьбой сугубо гражданских ведомств, сейчас активно обсуждается на консультациях среди высшего руководства страны
НТВ
 
 
 
При этом якобы рассматривается даже такой вариант, что МЧС вообще перестанет существовать, а для Шойгу в новом кабинете министров места не найдется
Архив NEWSru.com

Передел системы исполнительной власти страны, над которым все последние дни усиленно работает российское руководство, не исключено, все же не обойдет стороной и силовой блок. Под планы "оптимизации" структуры правительства, как выяснилось, может попасть МЧС и сам его глава Сергей Шойгу, сообщает в четверг "Время новостей".

По данным издания, этот вопрос, наряду с судьбой сугубо гражданских ведомств, сейчас активно обсуждается на консультациях среди высшего руководства страны. При этом якобы рассматривается даже такой вариант, что МЧС вообще перестанет существовать, а для Шойгу в новом кабинете министров места не найдется. Кроме того, по сведениям газеты, на фоне общей реформы правительства активизировались разговоры и о дальнейшем совершенствовании - как кадровом, так и структурном - МВД и ФСБ. Хотя для них возможные изменения ограничатся, скорее всего, внутриведомственным уровнем.

При этом, необходимо отметить, что пока речь идет именно об обсуждении планов, реализация которых зависит от решения именно президента, - назначение руководителей силовых ведомств и вообще любые организационные перестройки находятся исключительно в его компетенции.

Однако в любом случае сам факт того, что нынешняя реформа правительства вызвала обсуждение вопроса о целесообразности существования МЧС как такового, может считаться не менее неожиданным и сенсационным, чем назначение новым премьером Михаила Фрадкова.

МЧС, учитывая частоту и масштабы периодически сотрясающих страну катаклизмов, уже давно заработало репутацию одного из наиболее необходимых федеральных ведомств. При этом во всей системе исполнительной власти оно оставалось единственным островком стабильности и порядка.

В отличие от всех прочих министерств и госкомитетов МЧС ни разу серьезно не реформировалось, ни разу не ослабляло своих позиций, и наоборот, только последовательно наращивало потенциал. Сравнительно недавно, в 2002 году, МЧС почти в три раза увеличило свою численность за счет пожарных, которые ему были переданы в подчинение из МВД.

Глава МЧС Сергей Шойгу на российском политическом небосклоне сейчас вообще является фигурой исключительной. Даже по советским масштабам он может считаться старожилом-рекордсменом власти. Членом правительства он бессменно является аж с 1990 года, когда стоял у истоков создания тогда еще ГКЧС, в 1994 году преобразованного в министерство.

За эти годы Шойгу успел стать, без преувеличения, одной из главных "визитных карточек" российской власти, не менее узнаваемой, чем оба российских президента. Что бы "чрезвычайное" ни случалось в стране, именно Сергей Шойгу - в неизменной красной куртке - обычно прямо с места трагедии давал телеинтервью, первым сообщая людям о том, что произошло и почему. Причем глава МЧС не ограничивал себя ролью сугубо "технического" представителя власти и почти всегда сразу называл предполагаемых виновников гибели людей или разрушений, устраивая публичные разносы губернаторам и даже другим министрам (как это было после наводнений в Якутии 2001 года и на юге России 2002 года).

Чем именно вызваны разговоры о незавидном будущем МЧС, пока неизвестно. Но, по имеющимся данным, вполне реально сейчас в руководстве страны обсуждается, среди прочих, вариант полного расформирования МЧС. По нему предполагается, что "активы" министерства можно разделить между несколькими структурами: войска гражданской обороны (около 20 тыс. человек) отойдут Минобороны; региональные управления ГОЧС - с подчиненными поисково-спасательными службами и пожарными частями - могут быть переданы под руководство (и на полное финансирование) местных властей.

Неясной при таком варианте остается судьба только собственно федеральных служб МЧС - Центрального аэромобильного спасательного отряда "Центроспас", Центра по проведению спасательных операций особого риска "Лидер", региональных (по округам) поисково-спасательных центров, Академии МЧС, Центра мониторинга и прогнозирования ЧС, ВНИИ и т.д. Но с учетом относительной немногочисленности штата этих служб они, понятно, в рамках "оптимизации" вполне могут быть подчинены какому-либо из "выживших" после реформы министерств. Сам же Шойгу, если в правительстве для него портфеля не найдется, по слухам, может уехать руководить каким-нибудь из сибирских регионов. На любых выборах благодаря репутации и всенародной известности Шойгу, понятно, победа будет ему гарантирована.

Что касается МВД и ФСБ, то там, по нашим сведениям, в ближайшее время могут произойти серьезные внутренние изменения. В частности, по милиции рассматривается вопрос об объединении в одну службу органов следствия и дознания, а также по новому перераспределению функций между разными главками. Одновременно окончательно решится вопрос и с главой МВД - с конца прошлого года им руководит Рашид Нургалиев в ранге врио министра. В ФСБ же, по сведениям газеты, в ближайшие дни могут быть предприняты новые серьезные кадровые перестановки в руководстве.

Биография Сергея Шойгу

Сергей Кужугетович Шойгу родился в 1955 году в тувинском городке Чадан. Отец - Кужугет Шойгу - успешный советский чиновник, бывший зампред Совета министров Тувы.

В 1977 году Сергей Шойгу окончил Красноярский политехнический институт. Работал в строительных организациях Сибири, в 1988 году назначен вторым секретарем абаканского горкома КПСС.

С 1990 года - заместитель председателя Госстроя РСФСР, который в тот период возглавлял Борис Ельцин.

В конце 1990 года по инициативе Сергея Шойгу образуется Российский корпус спасателей, вскоре преобразованный в госкомитет, а в 1994 году - в МЧС.

В январе-мае 2000 года одновременно с руководством МЧС занимал пост вице-премьера правительства.

С 1996-го Сергей Шойгу является членом Совета безопасности РФ.

В мае 2003-го ему было присвоено воинское звание генерала армии. Удостоен звания Героя Российской Федерации, награжден орденом "За личное мужество", медалью "Защитник свободной России".

С апреля 1995 года входил в состав совета партии "Наш дом - Россия", однако активного участия в делах движения не принимал. С сентября 1999 года - лидер федерального списка блока "Единство", но после выборов 2003 года от депутатского мандата отказался.