На данный момент клиническая картина COVID-19 многообразна и нередко схожа с проявлениями других вирусных респираторных инфекций
Pixabay.com
 
 
 
Среди госпитализированных пациентов более 90% имеют пневмонию, ДВС-синдром - более 50%, острое повреждение почек - около 15% и повреждение миокарда - более 20%
Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы /Денис Гришкин
 
 
 
Главный эпидемиолог Минздрава России, академик РАН Николай Брико, подчеркнул, что следует принять то, что новый коронавирус пришел к нам навсегда
rosminzdrav.ru

Ситуация с пандемией коронавируса остается очень напряженной. Врачи убеждены, что этот вирус никуда не исчезнет, с ним придется жить, приспосабливаться к новым условиям, хотя со временем новый коронавирус станет сезонным и управляемым.

На данный момент клиническая картина COVID-19 многообразна и нередко схожа с проявлениями других вирусных респираторных инфекций. Среди клинических проявлений инфекции - острый респираторный дистресс-синдром, сепсис, септический инфекционно-токсический шок, полиорганная недостаточность и др.

Так как рецепторы ACE2, к которым чаще всего прикрепляется возбудитель, представлены на клетках дыхательного тракта, почек, пищевода, мочевого пузыря, подвздошной кишки, сердца, центральной нервной системы, то и поражает вирус любые органы и системы человека. Врачи предупреждают, что COVID-19 "убивает" не только легкие, но и головной мозг, сердце, сосуды.

Среди госпитализированных пациентов более 90% имеют пневмонию, ДВС-синдром - более 50%, острое повреждение почек - около 15% и повреждение миокарда - более 20%, сообщил в интервью "Российской газете" академик РАН, профессор, завкафедрой эпидемиологии и доказательной медицины Сеченовского университета, главный внештатный эпидемиолог Минздрава России Николай Брико.

В группе риска с летальными исходами находятся не только лица с хроническими заболеваниями и пожилые, но и пациенты с провоспалительным и/или протромботическим статусом, лица с аутоиммунными и ревматическими заболеваниями, с метаболическим синдромом, ожирением, онкологическими заболеваниями, а также люди, получающие гормональную и/или химиотерапию.

Пока нет единого мнения, когда наступит пик заболеваемости COVID-19, когда пойдет на спад и станут ли вспышки нового коронавируса сезонными, как обычный грипп.

"Эпидемическая ситуация по регионам страны неоднородная. Можно говорить о том, что в Москве она достигла 3-4-й фазы, т.е. масштабного распространения без прослеживания эпидемиологической связи случаев. Возможно, что уже близок перелом эпидемической ситуации, которая сложилась в последнее время... Но вот когда число новых случаев будет 1% или даже меньше в день, тогда можно совершенно определенно говорить, что ситуация контролируется", - сказал академик, отметив, что после 12 мая можно будет конкретно говорить, "на какой фазе эпидемического процесса мы находимся", если будет выдержан режим социального дистанционирования и самоизоляции.

В крупных городах традиционно уровень заболевания выше, так как чем выше плотность населения, тем выше возможность передачи инфекций с аэрозольным механизмом передачи. К тому же коронавирусная инфекция характеризуется множественностью путей передачи.

Во-первых, это воздушно-капельный (при кашле, чихании, при разговоре на расстоянии менее 2 метров). Во-вторых, возбудитель может распространяться и воздушно-пылевым и контактным путями (во время рукопожатий, при других видах контакта с инфицированным человеком), а также через пищевые продукты и воду, поверхности и предметы, на которых остался вирус (дверные ручки, экраны смартфонов, различные предметы обихода и др.). Известно, что при комнатной температуре SARS-CoV-2 способен сохранять жизнеспособность на различных объектах окружающей среды в течение 3 суток.

Поэтому, как сообщил главный внештатный эпидемиолог Минздрава, по результатам скрининговых исследований реальное количество заболевших COVID-19 в Москве составляет около 2% от населения города, то есть не менее четверти миллиона человек.

Распространение инфекции идет наиболее активно при тесных контактах в семье, местах большого скопления людей, организованных коллективах - в больницах, воинских коллективах, образовательных учреждениях, домах для престарелых, психоневрологических диспансерах, учреждения ФСИН и др.

На данный момент число бессимптомных носителей коронавируса в РФ приблизительно оценивается в 45-50% от всех заразившихся. А в Москве их доля составляет до 60%. По данным ВОЗ, сегодня в мире зарегистрированы легкие формы COVID-19 у 80% пациентов, средние - у 15% пациентов и тяжелые - у 5% пациентов.

Важно понимать, что тяжесть заболевания зависит от количества попавшего в организм возбудителя (инфицирующая доза) и от индивидуальных особенностей организма, его способностью противостоять инфекции, напоминает профессор Брико. И тут немаловажное значение имеют генетика, наличие хронических сопутствующих заболеваний и своевременность обращения за медицинской помощью.

Судя по статистике, которой располагает Минздрав РФ, вероятность летального исхода для пациентов младше 40 лет составляет около 0,2%, для пациентов старше 60 лет - уже 3,6% а для тех, кто старше 80 - почти 15%.

Однако показатели летальности при COVID-19 в 10-15 раз ниже, чем при инфекции, вызываемой MERS-CoV, и примерно в три раза ниже, чем при ТОРС (тяжелый острый респираторный синдром, больше известный как атипичная пневмония) - 3-4% против 9,6-11%.

Вместе с тем, показатель репродуктивности (число новых заражений - R0) составляет при COVID-19 в среднем 2,5. Это выше, чем у сезонного гриппа (R0-1,5), но значительно меньше, чем при кори (R0 - 12) и ветряной оспе (R0-5). Эта инфекция, безусловно, займет особое место в группе ОРВИ, в связи с особенными свойствами вируса, убежден профессор.

Главный эпидемиолог Минздрава России подчеркнул, что следует принять то, что новый коронавирус пришел к нам навсегда.

"SARS-CoV-2 войдет в нашу жизнь, как это сделал "свиной" грипп H1N1 в 2009 году, и будет одним из этиологических агентов ОРВИ, проявляющим свою сезонную активность в осенне-зимний и весенний периоды года. Возможно, со временем он уменьшит свою поражающую активность и станет распространенным пятым коронавирусом, с которым нам придется существовать", - отметил завкафедрой эпидемиологии и доказательной медицины Сеченовского университета.

Что касается второй или третьей волны пандемии, то - да, они возможны. Любая заболеваемость ОРВИ характеризуется наличием двух волн: осенне - зимняя (октябрь-февраль) и менее выраженная весенняя (март-апрель). О COVID-19 в данном контексте говорить пока трудно, во многом это будет определяться свойствами возбудителя, его мутациями. Но однозначно можно утверждать, что повторные волны заболеваемости будут менее выраженными из-за формирования популяционного иммунитета.

Как сказал эпидемиолог Минздрава Николай Брико, пока вирусологи надеются, что вакцина от COVID-19 будет эффективной. Сегодня известно по крайней мере о двух вариантах вируса COVID-19, но генетически они примерно однородны. В целом геном этого вируса значительно устойчивее и менее подвержен мутациям, чем вирус "его старшего брата" SARS CoV. Он также более стабилен, чем другие вирусы, вызывающие ОРВИ. Но если мутации нового коронавируса будут продолжаться, это может существенно осложнить работу над вакциной.

По данным ВОЗ, на 23 апреля 2020 года в мире насчитывалось 83 препарата, из которых 77 были на стадии доклинических исследований, и 6 проходят клинические исследования на людях.

Девять российских разработок вакцин против COVID-19 включены Всемирной организацией здравоохранения в перечень перспективных. В их числе шесть препаратов, созданных в Государственном научном центре вирусологии и биотехнологии "Вектор" в Новосибирске и три вакцины других научно-исследовательских организаций.

Федеральное медико-биологическое агентство России сообщило о создании трех прототипов вакцины, представляющих собой "рекомбинантные белки на основе эпитопов поверхностного S-белка SARS-CoV-2". Результаты пилотных исследований ожидаются в июне, второй этап планируется завершить к началу третьего квартала года.