Согласно приговору, сотрудник военкомата подполковник Владимир Завадский приговорен к условному сроку наказания с испытательным сроком 2 года и лишением права занимать должности, связанные с воспитательной работой также в течение 2 лет
НТВ
 
 
 
В нарушение распорядка дня, уже после ужина по своей инициативе обвиняемый провел с учащимися занятие в виде марш-броска на 10 км. Завадский потребовал от школьников надеть противогазы, чтобы увеличить физическую нагрузку
RTV International
 
 
 
23 марта 2004 года Владимир Завадский был оправдан Сургутским гарнизонным судом за отсутствием в его деянии состава преступления
НТВ

Сургутский гарнизонный военный суд приговорил офицера, обвиняемого по делу о гибели школьника на военных сборах в Ханты-Мансийском автономном округе, к четырем годам заключения условно. Об этом "Интерфаксу" сообщил Юрий Попов, председатель суда города Советский, где проходило выездное заседание гарнизонного суда.

Согласно приговору, сотрудник военкомата подполковник Владимир Завадский приговорен к условному сроку наказания с испытательным сроком 2 года и лишением права занимать должности, связанные с воспитательной работой, также в течение 2 лет.

Приговор был вынесен по ст. 286 ч. 3 п. "в" УК РФ - "превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий". Завадскому были предъявлены обвинения в превышении должностных полномочий, повлекших смерть 16-летнего школьника Александра Бочанова в ходе военных сборов в ХМАО в сентябре 2003 года.

В нарушение распорядка дня, уже после ужина по своей инициативе обвиняемый провел с учащимися занятие в виде марш-броска на 10 км. Завадский потребовал от школьников надеть противогазы, чтобы увеличить физическую нагрузку.

От перенапряжения у Бочанова, имевшего хроническое заболевание, началась рвота. Рвотные массы попали в дыхательные пути, и подросток, не получивший своевременной квалифицированной медицинской помощи, задохнулся.

23 марта 2004 года Владимир Завадский был оправдан Сургутским гарнизонным судом за отсутствием в его деянии состава преступления. Государственный обвинитель не согласился с решением суда и внес кассационное представление. Уральский окружной военный суд 24 июня отменил оправдательный приговор, а уголовное дело направил на новое рассмотрение в первую инстанцию. 1 ноября Сургутский гарнизонный военный суд начал пересмотр ранее вынесенного решения.

Дети бежали кросс в противогазах, а подполковник ехал за ними на грузовике - чтобы не останавливались

Владимира Завадского долго не хотели судить. Прокуратура Югорского района отказывалась заводить уголовное дело по иску родителей Саши Бочанова, объясняя отказ тем, что в свидетельстве о смерти ребенка записано: мальчик умер уже после окончания сборов, а значит, ответственность за его смерть не должен нести организатор кросса в противогазах, пишет "Коммерсант". Тогда родители мальчика подали иск в Генпрокуратуру. Дело на подполковника Завадского в местной прокуратуре все-таки завели. По статье 286 УК РФ его обвинили в превышении служебных полномочий (грозит лишением свободы сроком от 3 до 10 лет). Более того, зампрокурора Югорского района Владимира Еремаченко, отказавшего в возбуждении уголовного дела, уволили с работы "за бездушие и формализм".

Расследование уголовного дела в отношении военкома закончилось в январе 2004 года. Военный гарнизонный суд Сургута должен был вынести приговор в феврале. Заседание несколько раз откладывалось из-за того, что родители Саши Бочанова не могли приехать в суд: у них не было денег на дорогу. Тогда судья Владимир Михайлов выделил им служебную машину для поездки в Сургут. И судебное заседание все-таки состоялось 23 марта.

Обвинение говорило, что подполковник Завадский виновен, поскольку не имел права проводить марш-бросок. "Это было внеплановое тактическое занятие, за час школьники должны были преодолеть дистанцию в 10 км. Такая нагрузка не предусмотрена ни учебным планом школьного предмета ОБЖ ("Основы безопасности жизнедеятельности"), ни программой военно-спортивных сборов. Кроме того, кросс проходил после 20:00, в это время дети должны отдыхать", - пояснил заместитель военного прокурора Сургута Владимир Каплюк.

Зампрокурора не сказал, правда, что школьники бежали кросс после плотного ужина, что грузовик с подполковником Завадским двигался за бегущими школьниками, запрещая им останавливаться. Что школьники просили подполковника разрешить снять противогазы, но подполковник не разрешил. Саша Бочанов упал, не добежав кросс. С ним рядом бежал одноклассник Слава Клобуков, и он предложил Саше положить ему руку на плечо. Саша положил, а потом рука сползла - мальчик потерял сознание. Фельдшер приехавшей "скорой" давала Саше нюхать нашатырный спирт и делала ему искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. В реанимационном отделении местной больницы врачи констатировали смерть школьника от асфиксии: он захлебнулся рвотными массами. Диагноз позднее подтвердила и судмедэкспертиза.

Подполковник Завадский, руководивший военными сборами, заявил тогда на заседании, что занятие, на котором умер школьник, "соответствует всем нормативно-правовым актам". Он сказал еще, что никакие документы не запрещают проводить сборы по вечерам. Он ссылался на данные судмедэкспертизы, которая, помимо рвоты в дыхательных путях школьника, обнаружила у него иммуноэндокринную недостаточность, которая, считает Завадский, и стала причиной смерти. При этом подполковник не упомянул, что "в соответствии с правовыми актами" мальчик должен был пройти медкомиссию, прежде чем участвовать в сборах. А медкомиссии, по свидетельству участников сборов, не было никакой.

Выслушав доводы сторон, судья Владимир Михайлов 23 марта 2004 года вынес приговор - оправдал Владимира Завадского. Согласно решению Сургутского гарнизонного военного суда, подполковник Владимир Завадский, который руководил сборами, был признан недолжностным лицом, потому что подобные занятия должен проводить преподаватель ОБЖ. Позже этот приговор был опротестован, и теперь суд вынес Завадскому новый приговор - 4 года условно.