Узнать о том, как живет в тюрьме Михаил Ходорковский можно только от его сокамерников. Журнал "Собеседник" опубликовал интервью с Петром Щедровым, который утверждает, что три месяца - с июня по сентябрь 2004 года - сидел в одной камере с бывшим главой ЮКО
sobesednik.ru
 
 
 
Он рассказал, что в СИЗО был устроен своеобразный "конкурс" среди тех, кто мог бы сидеть с Ходорковским
Архив NEWSru.com
 
 
 
"В камеру он зашел с улыбкой. Помню, вещей у него много оказалось. Баула три или четыре, такие, как у челночников – в тюрьме все такими сумками пользуются. У Ходорковского книг много было... Он и мне давал почитать - "Правила волшебников"
Архив NEWSru.com

Узнать о том, как живет в тюрьме Михаил Ходорковский или "Ходор", как его называют в тюрьме, можно только от его сокамерников. Еженедельная газета "Собеседник" опубликовала интервью с Петром Щедровым, который утверждает, что три месяца - с июня по сентябрь 2004 года - сидел в одной камере с бывшим главой ЮКОСа.

"Все мои судимости - по той же статье, что сейчас у Ходорковского - 159-я (мошенничество). Хотя мой случай, конечно, другой - я взял большие деньги в долг и не смог вовремя вернуть, вот и сел. Внешне я на рецидивиста не тяну. Два высших образования, наверное, сказываются. Благодаря этому я и попал в одну камеру со знаменитостью", - рассказал Щедров.

Он рассказал, что в СИЗО был устроен своеобразный "конкурс" среди тех, кто мог бы сидеть с Ходорковским.

"Кого попало с ним не посадят точно. Меня несколько раз вызывали на собеседование: говорили, ждем очень большого человека, формируем камеру. Потом прошел слух, что Ходорковского привезли. Но никто не знал, в какую именно камеру его посадили. Я с ним сидел не с самого начала", - рассказал сокамерник Ходорковского.

"Мы встретились в конце июня 2004 года. Мы в принципе уже сами догадались, что Ходора к нам подселят. В этом изоляторе вообще камеры маленькие - 4-5-местные. Самая большая - 8-местная. Вдруг всех заключенных начали переводить в другие камеры. В итоге, в нашей осталось два человека. Стало ясно - освобождали место. И действительно, уже вечером к нам привели Ходорковского", - рассказал Щедров.

Бывший сокамерник Ходорковского поделился первым впечатлением от общения с опальным олигархом, пишет газета.

"В камеру он зашел с улыбкой. Помню, вещей у него много оказалось. Баула три или четыре, такие, как у челночников – в тюрьме все такими сумками пользуются. У Ходорковского книг много было... Он и мне давал почитать - "Правила волшебников", насколько помню. Много детективов Акунина принес".

Щедров не считает, что тюремный быт в камере улучшился после прихода Ходорковского.

"Камера у нас была обычная - 12 квадратов, 4-местная. Огороженный кафелем санузел, длинный стол, окно, четыре койки. Правда, сидели мы втроем. Ходорковскому выделили две койки. На верхней он спал, а нижняя была вроде кабинета, там лежали книги, бумаги", - рассказал Щедров.

Бывший сокамерник Ходорковского говорит, что у некогда самого богатого человека в России в СИЗО нет никаких средств связи, тем более мобильного телефона.

"Это строгорежимное учреждение. Мы сидим и даже не знаем, кто находится в камерах справа и слева. Никакой внутритюремной почты - так называемых "маляв". И мобильников там нет ни у кого", - заявил Щедров.

Кроме того, по его словам, у Ходорковского нет своего телевизора и холодильника, как сообщали ранее некоторые СМИ.

"Раньше заключенным разрешалось завозить свои телевизоры, холодильники, вентиляторы - с условием, что потом все это останется изолятору. Но с приходом Ходорковского нашей камере это сразу запретили - боялись, наверное", - поделился бывший сокамерник Ходорковского.

"Я не знаю, какой Михаил Борисович на свободе, в тюремном быту он человек уживчивый. Выдержанный, спокойный, голос не повышает. Любит похохотать. И о жизни поговорить, пофилософствовать. Президента России он называет интересно так - "вождь". Мне рассказали, что Ходорковский тяжело перенес первые два дня в изоляторе. Лежал, не поднимался, ничего не ел. Потом вроде привык и даже закурил. На воле, говорит, не курил. А в изоляторе стабильно - несколько сигарет в неделю, самый легкий "Парламент", - рассказал Щедров.

Щедров рассказал, что Ходорковский жаловался ему на плохой сон. "Он плохо спал, но не хотел беспокоить родных. Я ему через жену заказал легкое успокоительное на травах. Он его иногда пил перед судом. Причем из суда он возвращался не хмурый, а с улыбкой".

Щедров рассказал, как в СИЗО питается Ходорковский, отметив, что "он вообще мало ест".

"На баланду Ходорковский, конечно, даже не смотрел. В этой тюрьме вообще мало кто ест баланду. Вот когда сидели гэкачеписты, еду возили из ресторанов и водку прямо в руках проносили. Сейчас дают обычную тюремную еду. Может, для экзотики Ходорковский ее и попробовал раз, но на моих глазах даже не притрагивался. Ему из дома передачи приносили два раза в неделю - в пределах 40 кг в месяц, как и положено по норме. Мясо, насколько я помню, он позволял себе раз в неделю. В основном ел овощи и фрукты: бананы, яблоки, апельсины, мандарины. Помидоры ему всегда черри носили. Йогуртов много заказывал. Один холодильник у нас был специально под йогурты", - рассказал сокамерник Ходорковского.

Щедров рассказал, что Ходорковский делился едой со своими соседями по камере.

"У меня, например, были деньги, у второго нашего сокамерника - не было. Раз в две недели в каждую камеру приносят прейскурант цен из тюремного магазина - можно заказать все что угодно, и через неделю принесут продукты. Сумма не ограничена. Прайс хороший - более 700 наименований. Первый раз я за себя заплатил из своих денег. Потом Ходорковский сказал: не переживайте, что хотите, то и заказывайте. Сначала он своей рукой отмечал, что ему нужно. Потом отдавал прайс мне - выбирайте, что угодно", - рассказал Щедров.

"Вообще Михаил Борисович говорил, что много раз предлагал свои спонсорские услуги изолятору - подарки на Новый год, телевизоры, холодильники, вентиляторы. Но ему каждый раз отвечали: не надо. А нашему третьему сокамернику, Славику, насколько я знаю, Ходорковский оплачивал адвоката из своих денег", - рассказал сокамерник Ходорковского.

Петр Щедров находился в одной камере с Ходорковским летом 2004 года. "Это лето было, жара. Так он в камере в основном в плавках ходил. Иногда - в спортивном костюме. Тюремная прачечная стирает не очень хорошо, Михаил Борисович так и не привык. Он сначала делал так - носит спортивный костюм неделю, потом выбрасывает, а родные приносят ему новый. Но ему это быстро запретили. Сказали, что вещевая передачка разрешена только 2 раза в год. А вот постельного белья ему каждую неделю приносили новый комплект. Чаще всего - вишневого или темно-синего цвета", - рассказал Щедров.

Почти ежедневно Ходорковский получал письма и газеты. Причем все их он обязательно просматривал, рассказал сокамерник Ходорковского.

"Хулительные письма сразу выбрасывал - рвал и в унитаз спускал. Некоторым отвечал. Была у него одна постоянная адресатка, женщина с Севера откуда-то, пела ему дифирамбы. Ей он тоже писал. А вот семье, насколько я помню, писем не посылал. Вообще, он часто что-то записывал - мысли, цитаты из книг. Но чаще всего это были записи по его уголовному делу. Писал в обычных общих тетрадях в клеточку", - говорит Щедров.

Трехмесячное совместное заключение в одной камере с Ходорковским закончилось для Петра Щедрова условно-досрочным освобождением.

"Но я с удовольствием сидел бы с Ходорковским и дальше, поверьте", - заявил Петр Щедров.