Водоросль спирогира, которая неконтролируемо размножается из-за избытка бытовой химии в сточных водах, захватывает все новые пространства в прибрежной зоне Байкала. Природоохранные ведомства пытаются предотвратить превращение уникального озера в болото, добиваясь от коммунальщиков соблюдения правил обращения экологически опасных отходов. Ученые проводят исследования, которые позволят оценить масштабы бедствия.
Управление Росприроднадзора по Бурятии провело внеплановую выездную проверку ООО "Коммунальщик" города Бабушкин Кабанского района и несколько рейдов в мае. Поводом для реагирования стали сообщения граждан. Информация подтвердилась - бабушкинские коммунальщики недостаточно эффективно очищали сточные воды. Так в Байкал попадал фосфор, содержащийся в порошках и моющих средствах. А его повышенное содержание в воде спровоцировало взрывной рост водорослей.
"Ситуация по обеспеченности населенных пунктов, туристических объектов, расположенных в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории (БПТ), современными очистными сооружениями и оборудованием по сбору и обеззараживанию отходов была признана неудовлетворительной на заседании Межведомственной комиссии по вопросам охраны озера Байкал в конце 2014 года", - цитирует пресс-служба Минприроды РФ врио руководителя Росприроднадзора Амирхана Амирханова. Решение этой проблемы заложено в ФЦП "Охрана озера Байкал и БПТ на период 2012-2020 годы".
"Наша цель - сделать так, чтобы к 2020 году 100% населенных пунктов и хозяйственных объектов, расположенных здесь, было охвачено эффективными и экологически безопасными технологиями очистки сточных вод", - подчеркнул чиновник.
В этом году в программу госмониторинга водных объектов по Ангаро-Байкальскому бассейновому округу дополнительно включены гидрохимические наблюдения, а рейды должны пройти как по побережью Байкала, так и в водоохранной зоне реки Тыя, где спирогиры особенно много.
В борьбе с водорослями участвует и природоохранная прокуратура. Недавно суд удовлетворил иск ведомства к ООО "Слюдянское коммунальное управление", обслуживавшее очистные сооружения в поселках Ангасолка и Култук с грубейшими нарушениями. Суд обязал коммунальщиков принять целый ряд мер для нормализации процесса очистки сточных вод, сообщает прокуратура Иркутской области.
Тем временем ученые готовятся к заключительному сезону трехлетнего исследовательского проекта. Международная комиссия намерена исследовать Байкал по всему его периметру, анализируя последствия маловодья и масштабы распространения спирогиры.
"Это будет третий, заключительный этап международной швейцарско-российской научно-исследовательской экспедиции "ТрансЕвразийский перелет Леман-Байкал". Около 30 экспертов примут участие в проекте. Кроме дельталетов, будут задействованы беспилотные летательные аппараты - квадро- и, возможно, гексакоптеры", - цитирует сайт Фонда содействия сохранению озера Байкал научного сотрудника БИП СО РАН Александра Аюржанаева.
Напомним, специалисты Лимнологического института говорят об экологической катастрофе на Байкале уже давно. Руководитель института, академик Михаил Грачев настаивает на том, что использование бытовой химии с содержанием фосфора должно быть запрещено не только в бассейне Ангары, но и по всей стране.
"В 2010-2014 годах мы обнаружили крупные изменения в биологической картине Байкала: гигантские береговые скопления гниющих водорослей разного состава, включая спирогиру, элодею, сине-зеленые и другие. В сентябре 2013 года в окрестностях поселка Заречный у города Северобайкальска мы наткнулись на скопление гниющей спирогиры: по окрестностям распространялся мощный запах гнили. К осени гниющие водоросли уже занимали 7-8 километров побережья. В октябре на нашем пути оказалось самое мощное скопление перегнивающих выбросов спирогиры на берегах бухты Сеногда. На сегодняшний день эти береговые скопления водорослей - самые значительные, которые когда-либо диагностировались на берегах Байкала", - рассказал "Российской газете" заведующий лабораторией биологии водных животных Лимнологического института профессор Олег Тимошкин.
Гниющие водоросли оказались не только возле Северобайкальска, но и в Чивыркуйском заливе, в районе Монахово, на южном побережье Баргузинского залива: в бухтах Максимиха и Ровесник, а также в бухте Шида (Малое море) и в поселке Култук.
Ученые считают, что существующая государственная система экологического мониторинга озера Байкал неэффективна и неспособна своевременно диагностировать антропогенные изменения в прибрежной и заплесковой зонах Байкала, а именно они наиболее чутко реагируют на воздействие человека. При этом негативные экологические изменения, которые отмечаются за последние пять лет, могут быть необратимыми.