В Ивановской области приговорили к двум годам колонии жену российского боевика, воевавшего за ИГ в Сирии
Кинешемский городской суд

В Кинешме Ивановской области городской суд приговорил к двум годам колонии местную жительницу Елену Зозину за участие в незаконном вооруженном формировании в Сирии "Джейш-аль-Мухаджирин валь-Ансар", сообщает сайт IvanovoNews.

Зозина была приговорена к исправительной колонии общего режима с отсрочкой исполнения приговора до достижения ее ребенком 14-летнего возраста 24 июня, говорится в сообщении пресс-службы ивановского управления ФСБ, которое занималось расследованием дела.

Суд установил, что в 2013 году Зозина втайне от родных вместе с малолетним ребенком от первого брака выехала на территорию Сирии для совместного проживания с гражданином РФ, участником незаконного вооруженного формирования "Джейш-аль-Мухаджирин валь-Ансар" ("Армия переселенцев и помощников"), впоследствии вошедшего в структуру запрещенной в РФ террористической организации "Исламское государство" (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ).

В Сирии осужденная "организовывала быт" супругу и другим членам группировки. "Интерфакс" уточняет, что мусульманского супруга осужденной, который отбывает наказание в колонии общего режима, зовут Виталий Макаров.

Супруг осужденной восемь месяцев воевал в Сирии за ИГ

Тюменец Виталий Макаров был осужден Ленинским районным судом Тюмени за участие в боевых действиях в Сирии на стороне ИГ в сентябре 2015 года на два года лишения свободы.

В интервью программе "Анатомия дня" телеканала НТВ Виталий Макаров рассказал, что заинтересовался исламом в 19 лет, после армии: "Изучать Коран начал, читать, интересоваться, какие авторитеты есть у мусульман".

Ислам Виталий принял осенью 2009 года, писала тюменская "Наша газета". Он взял себе имя Юсуф, перестал употреблять алкоголь и начал совершать намаз.

В 2011 году он посетил Татарстан с целью изучения ислама. После чего, как сообщила Елена Мельникова, старший помощник прокурора Тюменской области, у Макарова возникло желание уехать в Египет для изучения арабского языка. В декабре 2011 года Виталий Макаров уехал в Египет и обучался в исламской теологической школе в Каире.

Здесь Виталия позвали на священный джихад в Сирию. Спустя полгода он вернулся в Тюмень и снова улетел в Египет, где продолжил учить арабский. В начале 2013 года Макаров узнал про военный конфликт в Сирии. Эта тема его заинтересовала, мужчина начал смотреть ролики с видеозаписями боевых действий. Под впечатлением от их просмотра Макаров решил принять участие в вооруженной борьбе, поддержав своих братьев по вере.

"Когда я там был, я не понял, что там происходит, между кем там конфликт, то есть я не влез в эти дела", - заявил он НТВ. "Он рассказал, что попал в секту", - сообщила адвокат Виталия Ирина Афонина "Нашей газете". Тюменец в течение девяти месяцев воевал с правительственными войсками Сирии.

С невестой из Кинешмы он познакомился по интернету

В апреле Макарова и еще 20 парней отвезли на охрану объекта, принадлежащего боевикам ИГ. Здесь, за бетонным ограждением, находился оружейный склад и фабрика по изготовлению печенья. В обязанности тюменца входило через каждые шесть часов на три часа заступать на службу и охранять базу.

В это время Макаров познакомился в интернете с уроженкой Ивановской области. Девушка сообщила, что она приняла ислам и ищет себе мужа. Тюменцу девушка понравилась, несмотря на то, что у нее есть годовалый ребенок от первого брака. Он предложил ей приехать к нему и выйти за него замуж, и даже купил авиабилет. Девушка вместе со своим ребенком приехала в Сирию, их поженили по мусульманскому обычаю, и пара стала жить вместе.

В начале 2014 года ситуация в Сирии резко ухудшилась, республиканская армия дала отпор армии террористов. Опасаясь за свою жизнь, тюменец продал принадлежащие ему автоматы и решил вернуться в Египет. Он снова пересек границу на автомобиле скорой помощи и несколько месяцев жил вместе с семьей в Турции, а затем перебрался в Египет.

В феврале 2015 года тюменец решил вернуться в Турцию, но был задержан за нарушение миграционного законодательства. 10 февраля Макаров приземлился в Москве. На тот момент он уже понимал, что участвовал в незаконном формировании. В аэропорту тюменец продал свой телефон случайному прохожему, а на вырученную тысячу рублей решил добраться до мечети, но 11 февраля он был задержан органами ФСБ.

Он вспоминает, что в тренировочном лагере не было ничего необычного, все как в армии. На вопрос, осознавал ли он, что делает что-то незаконное, Макаров отвечает, что даже не думал об этом. "То, что в УК РФ есть какая-то такая статья, я об этом даже не знал. То, что это противоречит интересам Российской Федерации, я, на самом деле, тут узнал", - сказал боевик.

По словам адвоката, находясь под стражей, он понял, что "мог и погибнуть, и калекой остаться, и многое потерять, в том числе - свою маму и семью". "У него годовалый родной ребенок и постарше - приемный сын. После освобождения Виталий обещал приложить все усилия на воспитание сына и на помощь матери, у которой сейчас тяжелая финансовая ситуация", - отметила адвокат бывшего боевика.

"Судебно-психиатрическая экспертиза подтвердила: он ведомый человек, не борец, не может за себя постоять. И это дало о себе знать", - добавила адвокат.

14 сентября 2015 года подсудимый признал всю вину. Ленинский суд приговорил его к двум годам в колонии общего режима.

По данным Следственного комитета, в конце 2015 года в составе ИГ находились около 2000 россиян.