Знаменитый Владимирский централ празднует свой юбилей. За 225 лет тюрьма, построенная по приказу Екатерины II как рабочий дом для должников, стала "визитной карточкой" уголовно-исправительной системы России, пишет "Газета GZT.ru".
В отстроенных за это время четырех корпусах сейчас содержатся свыше 1,1 тысячи человек, отбывающих наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления со сроком отбывания от 15 до 25 лет. "Пожизненники" содержатся в отдельных камерах. Среди других заключенных существует полсотни "категорий", представителей которых ни при каких условиях нельзя сажать вместе в одну камеру, например, членов различных этнических организованных преступных группировок, тех, кто помогал следствию, закоренелых "урок" и насильников.
Режим в Централе всегда отличался особой строгостью. Но по заверениям администрации, благодаря устойчивому финансированию, условия жизни здесь значительно улучшились по сравнению с 1990-ми годами.
Тюремный день начинается в 6:00. В перерывах между трехразовым питанием, заключенным предоставлена возможность работать. Ею пользуется примерно одна пятая сидельцев. В основном производят спортивный инвентарь, из-за низкой цены и статуса "сделано вручную" пользующийся огромным спросом.
Получаемый зэками доход составляет 1,7-2,5 тысячи рублей в месяц, которые можно потратить на продукты или предметы личной гигиены в тюремном ларьке. Из этих же средств вычитается процент на питание и компенсации пострадавшим от их преступления. Те, кто не работает - обычно смотрят в камерах телевизор, а после обеда - выходят на 30-45 минутную прогулку.
Кроме тюремной еды сидельцы могут получать передачи с воли от родных и близких. В год каждый зэк тюремного режима имеет право на две передачи по 20 кг.
Иногда даже жесткие правила тюремного распорядка могут быть подкорректированы. На праздники или во время позднего матча сборной страны, отбой может быть отодвинут с 22:00 до полуночи, что, вероятно, и будет сделано в день празднования юбилея. Зэки тоже имеют право праздник, считает тюремное руководство.
Недостатка в сидельцах не было никогда. Ведь кроме уголовников, за два с четвертью века самая разная власть содержала здесь неугодных ей бунтарей и политических противников.
На содержание первых узников при Екатерине II было предписано расходоваться по копейке "на брата" в сутки. В 1870 году тюремное начальство получало от 80 и 110 рублей для надзирателя и старшего надзирателя до 375 рублей для начальника тюрьмы. Водяное отопление, канализация, водопровод появились здесь к 1906 году.
В 1929 году централ стал особой тюрьмой госбезопасности. В годы Великой Отечественной войны и после нее во Владимирском централе содержались фельдмаршалы Фридрих Паулюс, Эвальд Клейст и Фердинанд Шернер, комендант Берлина Гельмут Вейдлинг. В 1960-1963 годах здесь находился Гарри Фрэнсис Пауэрс - пилот американского самолета-разведчика U2, сбитого над Уралом.
Среди известных российских деятелей в Централе побывали большевик Михаил Фрунзе (1907-1910), депутаты Государственных дум князь Петр Долгоруков (1946-1951) и Василий Шульгин (1944-1956), актриса Зоя Федорова (1948-1954), певица Лидия Русланова (1950-1953), сын Сталина Василий Джугашвили (1956-1958), заместитель начальника Первого (разведывательного) главного управления НКВД СССР генерал-лейтенант Павел Судоплатов (1958-1968). В 1960-1970-е годы здесь содержались диссиденты Владимир Буковский, Юлий Даниэль, Натан Щаранский, Анатолий Марченко.
По словам одного из бывших заключенных централа Станислава Крюкова, проведшего за решеткой 45 из прожитых 68 лет, уровень профессиональных преступников в стране и, соответственно, в тюрьмах заметно обмельчал. Если 10-20 назад это были в основном борцы за идеалы, отличающиеся от государственных, то сегодня - все больше наркоманы и "беспредельщики", не уважающие ни российские, ни тюремные законы.
"По сравнению с тем, что было в 1960-1970-е годы, сейчас в тюрьме настоящий пионерский лагерь: в камерах не 30-40 человек, а 5-6, кормят не через день, а каждый день, по зоне ходят родители, смотрят, как живут их дети. Когда такое было? В ларьке можно купить все что угодно, вплоть до колбасы", - говорит тюремный ветеран.