Камчадалам приходится месяцами хранить покойников в сараях. Минздрав обещает помочь
Global Look Press

Жителям Камчатки, которые по закону не могут хоронить умерших до проведения патолого-анатомической экспертизы, порой месяцами приходится хранить покойников в сараях. Летом дорог из села Ковран в административный центр Палану нет, перевозка возможна только вертолетом, но он прилетает не всегда.

Зимой ситуация лучше, хотя захоронение родственника - все равно довольно трудоемкое дело. Из Коврана труп в течение семи-восьми часов везут на снегоходе до Тигиля, затем на машине по зимней переправе до Паланы, обратно - тем же способом, пишет Kam24.ru. Летом все сильно осложняется.

"У нас три села: Усть-Хайрюзово, Ковран, Верхнее Хайрюзово. Морга нет, патологоанатома - тоже. Бывает, что мы по несколько месяцев не можем похоронить людей. Росгвардия помогает нам вертолетом доставить тело до Паланы. А как его обратно везти - проблема родственников. Начинается суета, обращения в краевое правительство, поиск денег. У нас летом лучше не умирать", - рассказала изданию сотрудница администрации села Ковран. По ее словам, незахороненные тела родственников местные жители вынуждены хранить в сараях. Бывало, что труп закапывали, когда он уже начинал разлагаться.

В 2017 году, рассказала собеседница Kam24.ru, трагически погиб ребенок. Не было возможности его вывезти, и мальчика захоронили. После этого приехали следователи, провели эксгумацию и заставили объясняться родственников - вдруг они скрыли какое-то преступление.

Депутат краевого Законодательного собрания, представляющая Корякскую автономию, Татьяна Романова, подтвердила актуальность проблемы с захоронениями для северных сел Камчатки. "Два месяца назад у нас была такая ситуация в Пенжинском районе, там трупы лежали. В Олюторском районе - то же самое. В законах не прописано, кто должен их вывозить... Бывает, что в морг тело отвезут вертолетом, а назад доставляйте как хотите", - рассказала Романова.

При этом зимой также бывают сложности, например в 2017 году, когда везли тело на снегоходе, сопровождающие попали в пургу и сами чуть не потерялись и не замерзли, их пришлось искать.

Ситуация с похоронами резко осложнилась несколько лет назад, когда в отдаленных населенных пунктах края стали сокращать медперсонал. При этом, по данным Романовой, эта проблема актуальна не только для Камчатки, но и для всех северных регионов России. Представители ассоциации коренных малочисленных народов севера, по ее словам, сообщали об этом в Госдуму.

В Минздраве помочь с перевозкой не могут - только с хранением мертвецов

В камчатском Минздраве заявили, что с перевозкой тел помочь не могут, но обещают обеспечить условия для их хранения. Правда, в ведомстве говорят, что вообще-то речь идет только об отдельных случаях. "Иногда доставлять тело нет необходимости. Медработник, если он есть в населенном пункте, не обнаружив при осмотре признаков криминальных причин гибели, может дать разрешение на захоронение. Если же тело на экспертизу направляется в рамках расследования, то за транспортировку отвечают органы следствия", - пояснила руководитель ведомства Татьяна Лемешко.

Ни федеральным, ни региональным законодательством полномочия по транспортировке тел за Минздравом не закреплены, поэтому родным умерших следует обращаться в другие ведомства или к местным властям. Зато министерство планирует закупить специальные средства для хранения тел - это будут или контейнеры с холодильным установками, или холодильные рефрижераторы. Для приобретения оборудования уже выделены деньги, отметила Лемешко.

По ее словам, средства хранения планируется устанавливать у структурных подразделений Минздрава в селах - фельдшерско-акушерских пунктах (ФАП) и отделениях врачей общей практики (ОВОП). Существующая сегодня на Камчатке сеть ФАПов и ОВОПов, полагает министр, одна из самых разветвленных в России.

Кроме того, рабочая группа под руководством заместителя председателя краевого правительства Валерия Карпенко, созданная в начале 2017 года для решения проблемы, прорабатывает вопрос создания маршрутной сети между отдаленными селами и поселками, которая позволит упростить транспортировку тел умерших.

Корякский автономный округ располагается в северной части полуострова Камчатка, занимая 60% его площади. По состоянию на 2017 год в границах округа проживало более 16 тысяч человек. До 1 июля 2007 года КАО являлся самостоятельным субъектом РФ, затем вошел в состав Камчатского края.

Село Ковран расположено в Тигильском районе Камчатки. В нем проживает примерно 250 человек. Расстояние до Петропавловска-Камчатского - 683 километра.