Суд впервые встал на сторону "иностранного агента", оспаривавшего прокурорскую проверку: мировой суд в Благовещенске признал необоснованным привлечение к административной ответственности руководство некоммерческой организации "Улукиткан". Прокуроры требовали у правозащитников документы на полученный в 2011 году иностранный грант, но те заявили, что принятый в 2012 году закон о НКО обратной силы не имеет. Последствия это может иметь самые серьезные: локальное решение может лечь в основу жалобы в Конституционный суд, который должен будет разобраться, как можно и как нельзя применять скандальный закон.
Как сообщает "Коммерсант", в непредоставлении сведений для прокурорской проверки обвинили руководителя "Улукиткана" Наталью Калинину. Около 30 тыс. руб. в 2011 году были получены организацией от германского Фонда Генриха Белля на проведение конкурса журналистов и общественной акции по поводу годовщины аварии на Чернобыльской АЭС. Грант был не только получен, но и потрачен до вступления закона об иностранных агентах в силу.
Согласно закону, регистрироваться в качестве иностранного агента должны НКО, осуществляющие политическую деятельность. Таковой суд Благовещенства счел "содействие сохранению культуры коренных и малочисленных народов", о котором говорится в уставе организации. Но вместе с тем было решено, что административное дело в отношении Калининой было возбуждено безосновательно, а требовать финансовые документы у правозащитников прокуроры не имели права.
Возникла парадоксальная ситуация: чтобы признать НКО иностранным агентом, прокуратуре надо затребовать данные гранта, подтверждающего факт иностранного финансирования, а делать это она не имеет права.
В правозащитной организации "Агора", которая представляла интересы благовещенских правозащитников в суде, считают, что решение может иметь серьезные последствия для НКО по всей стране. На основе этого случая будет готовится жалоба на закон в Конституционный суд, а в похожей ситуации оказались десятки НКО по всей стране.
По данным "Коммерсанта", по результатам массовых проверок НКО органам прокуратуры удалось признать иностранными агентами около двух десятков организаций по всей стране.