Председатель комиссии Общественной палаты по контролю за деятельностью и реформированием правоохранительных органов и судебно-правовой системы Анатолий Кучерена считает, что глава Мосгорсуда Ольга Егорова должна подать в отставку
Russian Look
 
 
 
Анатолий Кучерена не связывает напрямую требование отставки главы Мосгорсуда с делом экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского
Russian Look
 
 
 
По мнению Кучерены, "критики заслуживают не только то, как районные суды и Мосгорсуд проводят рассмотрение тех или иных дел, но и кадровая политика руководства Мосгорсуда"
mos-gorsud.ru

Председатель комиссии Общественной палаты по контролю за деятельностью и реформированием правоохранительных органов и судебно-правовой системы Анатолий Кучерена считает, что глава Мосгорсуда Ольга Егорова должна подать в отставку. Напомним, что ее имя стало чаще упоминаться в СМИ после скандального заявления пресс-секретаря Хамовнического суда Натальи Васильевой, которая заявила, что приговор по второму делу ЮКОСа писал не судья Виктор Данилкин, а ему его спустили сверху из Мосгорсуда.

Впрочем, Анатолий Кучерена не связывает напрямую требование отставки главы Мосгорсуда с делом экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского. Он объясняет свой призыв общим положением дел. "В последнее время московскую судебную систему трясет - к сожалению, это действительно так. В частности, у нас в Палате открыта "горячая линия" по судам, туда поступает много звонков, и люди недовольны тем, как действуют московские суды. Но в конечном итоге все упирается в Мосгорсуд, и я полагаю, что в данной ситуации его председатель должна уйти в отставку", - сказал Кучерена "Интерфаксу".

По его мнению, "критики заслуживают не только то, как районные суды и Мосгорсуд проводят рассмотрение тех или иных дел, но и кадровая политика руководства Мосгорсуда".

- Мосгорсуд неожиданно решил установить контакт с прессой и Общественной палатой
- Бывший судья рассказал о психологии главы Мосгорсуда: невиновных не бывает
- Анонимы назвали истинных авторов "Письма 55-ти": Сурков, Мельников, Демидов

Вместе с тем Анатолий Кучерена поставил свою подпись под так называемым "письмом 55-ти", которое появилось после приговора Ходорковскому. Более 50 представителей общественности выступили с обращением в защиту российской судебной системы, которая, по мнению подписавших документ, подвергается дискредитации на фоне второго дела руководителей ЮКОСа.

Кучерена подчеркнул, что "абсолютно сознательно подписал письмо 55-ти". "Просто я против того, чтобы судей оскорбляли - лучше просто объективно разбираться в ситуации и делать правильные выводы", - добавил он. Примечательно, что в эфире радиостанции "Эхо Москвы" сам Кучерена не смог дать вразумительных комментариев по делу ЮКОСа и заявил, что в его суть не вникал, поскольку не является участником процесса.

Спустя несколько часов после заявлений Кучерены поступила реакция и из самого Мосгорсуда. Его пресс-секретарь Анна Усачева заявила, что его предложение "может быть продиктовано только личными мотивами, поскольку председатель Мосгорсуда не раз давала понять, что она не ведет приема лиц, заинтересованных по конкретным делам".

Мосгорсуд неожиданно решил установить контакт с прессой и Общественной палатой

На фоне последних скандалов Мосгорсуд вдруг решил пойти навстречу обществу. Руководитель пресс-службы Мосгорсуда Анна Усачева заявила, что Мосгорсуд готов рассмотреть вместе с представителями гражданского общества форматы обсуждения деятельности судебной системы.

"Мосгорсуд направил письма в средства массовой информации, публичные и общественные структуры, включая Общественную палату, и правозащитные организации с просьбой прислать предложения о формате мероприятий, в ходе которых могли бы обсуждаться вопросы, связанные с деятельностью судов Москвы", - отметила Усачева.

По ее словам, Мосгорсуд готов к конструктивному диалогу с общественностью. Усачева подчеркнула, что "необходимость выработки такого формата назрела давно, и сегодня судейское сообщество Москвы готово обсуждать актуальные вопросы функционирования столичной судебной системы за круглым столом с представителями гражданского общества".

Бывший судья рассказал о психологии главы Мосгорсуда: невиновных не бывает

Между тем в колонке Андрея Лошака на OpenSpace.ru на минувшей неделе появилась статья "о банальном зле российского правосудия", в которой на примере отдельного "маленького человека" показан весь механизм действия правоохранительной, судебной и пенитенциарной системы в России. Причем действующие лица в этой истории все те же: глава Мосгорсуда Ольга Егорова, его пресс-секретарь Анна Усачева, член Общественной палаты Анатолий Кучерена.

Бывший судья Дорогомиловского суда Александр Меликов, уволенный со своей должности с формулировкой "за излишнюю мягкость", на самом деле выступил против пресловутого обвинительного уклона судебной системы. Одна из главных проблем российских судов, по его мнению, - священный ужас системы перед оправдательными приговорами.

"Я им (судьям) говорил, ссылаясь на УПК, Конституцию: у нас суд не является стороной обвинения, это механизм для предоставления сторонам необходимых условий для состязаний. Но для Егоровой (главы Мосгорсуда) суд - это механизм по назначению меры наказания. Психология такая: органам виднее, невиновных в судах не бывает", - пояснил он.

Меликов утверждает, что совершенно независимых судей в московских судах не осталось. Всем приходится в той или иной мере идти на сделки с совестью, понимая, что в любой момент могут позвонить сверху и сказать, как надо решить дело, а людей с принципами оттуда давно уже выдавили, пишет автор колонки Андрей Лошак.

"Сама Ольга Егорова очаровательная дама, я слушал интервью с ней по "Эху Москвы", где она за независимость судей ратовала. Простая, боевая и даже какая-то искренняя. Меньше всего она похожа на воплощение системного зла. А ведь им она, пожалуй, и является. Именно при Егоровой появился термин "басманное правосудие", символизирующий управляемость московских судов. Достаточно сказать, что Юрий Лужков и его жена до отставки не проиграли в московских судах ни одного из почти сотни судебных процессов. Но стоило "Батуриным" впасть в монаршью немилость, как они тут же стали проигрывать дело за делом", - отмечает Лошак.

Пресс-секретаря Мосгорсуда Анну Усачеву Меликов называет ее "перебежчицей". До 2004 года она работала в издании "Газета" и писала статьи на тему "обвинительного уклона" в московских судах, выступала на стороне Меликова в его борьбе с диктатом Егоровой. Однако после одного из интервью с Ольгой Егоровой она, судя по всему, изменила мнение и сменила место работы. "Вошла в кабинет журналисткой, бичующей пороки судебной системы, а вышла - пресс-секретарем Мосгорсуда. Выбор, возможно, не для всех приемлемый, но, думаю, всем без исключения понятный", - заключает автор статьи.

Кстати, что касается Виктора Данилкина, то в колонке Лошака также содержится вполне прямое свидетельство, что хотя бы в части своих действий он зависит от Мосгорсуда. При журналисте он лично звонил Анне Усачевой. Та отошла с телефоном в сторону, но ее слова были слышны: "Здравствуйте, Виктор Николаевич! Ну, вы знаете, Виктор Николаевич, мы с вами уже говорили, нет у вас сейчас времени на комментарии, вам протоколы составлять надо к кассационной жалобе, так и скажите".

Закончив разговор, Усачева произносит в сердцах: "Бедный Данилочкин!"