Главной политической новостью, которую обсуждают в среду российские СМИ, стало назначение нового правительства РФ. Газеты пытаются сделать свои прогнозы о том, какую политику оно будет проводить
Архив NEWSru.com
 
 
 
Как отмечает "Время новостей", кандидат в президенты России Владимир Путин по максимуму использовал доступный ему административный ресурс. Он не только уволил одно правительство и назначил другое, но и провел реформу исполнительной ветви
Архив NEWSru.com
 
 
 
Правда, по мнению газеты, нельзя сказать, что выбор новым премьером Михаила Фрадкова и утверждение нового состава правительства дали ясное представление о курсе
Архив NEWSru.com
 
 
 
Реализована одна из двух идей, выработанных Кремлем в прошедшие четыре года: уровень ответственности министров повышен до "политического"
Архив NEWSru.com

Главной политической новостью, которую обсуждают в среду все крупные российские и иностранные СМИ, стало назначение нового правительства РФ. Издания пытаются сделать свои прогнозы о том, какую политику оно будет проводить.

- Кого кем назначили
- Что Путин взял под свой личный контроль

Из российских СМИ:

Как отмечает "Время новостей", кандидат в президенты России Владимир Путин по максимуму использовал доступный ему административный ресурс. Он не только уволил одно правительство и назначил другое, но и провел реформу исполнительной ветви власти, которую наиболее впечатлительные члены утвержденного вчера кабинета назвали "самой серьезной за сто лет".

Правда, по мнению газеты, нельзя сказать, что выбор новым премьером Михаила Фрадкова и утверждение нового состава правительства дали ясное представление о курсе.

Такого представления не дают также поистине революционные перемены в структуре власти и их идеологическое обоснование.

Реализована одна из двух идей, выработанных Кремлем в прошедшие четыре года: уровень ответственности министров повышен до "политического" (о необходимости чего на заре разработки административной реформы говорил еще глава администрации президента Александр Волошин). Однако правительство парламентского большинства пока не встраивается в новую "вертикаль", отмечает газета.

"ГаЗеТа": Путин освободился от "ельцинского" наследства

Как отмечает "ГаЗеТа", формирование кабинета Фрадкова стало одним из завершающих шагов по освобождению Путина от ельцинского наследства. Многие знаковые фигуры ельцинской эпохи (и "семьи" как главной движущей силы этой эпохи) покинули министерские посты. Для одних уход оказался плановым (Рушайло, Лесин, Франк), для других - не совсем (Швыдкой). Те же, кому ценой немалых усилий все-таки удалось сохранить свои посты, едва ли смогут оказывать сильное влияние на политику правительства.

Новое правительство - это уже не формула вынужденного компромисса с предшественником, а команда, сформированная самим Путиным под его видение будущих задач.

Правительство Фрадкова явно бедно яркими политическими фигурами, способными стать генераторами новых идей и подходов.

В этом, наверное, заключен важный принцип: кабинет, возглавляемый аккуратным, лишенным политических амбиций исполнителем, которому президент доверяет, по определению не может стать слишком самостоятельным. Он должен будет работать под плотным контролем "хозяина Кремля" и четко выполнять его указания.

"Известия": все не так плохо, как могло бы быть

"Все не так плохо, как могло бы быть", - такова была первая реакция "политического рынка" на назначения в кабинете министров, пишут "Известия".

Газета отмечает, что наиболее положительным можно назвать назначение Сергея Лаврова главой МИД. Лаврова любят и ценят почти все - редкий дар, сохраняя профессионализм, уметь вызывать всеобщую симпатию.

Таким образом, на внешнюю политику президент все же решил назначить сильного квалифицированного человека, пользующегося уважением внутри страны и за рубежом. Недаром в адрес Лаврова сразу пошли положительные комментарии Запада, отмечают "Известия".

Игорь Иванов назначен главой Совбеза, что означает, скорее всего, просто более плавное "соскальзывание" в направлении посольской должности, к которой он давно готов.

"Комменсант": уволили тех, кого хотел народ

Тем временем "Коммерсант" публикует результаты опроса фонда "Общественное мнение", целью которого было установить, кого из министров, работавших в кабинете Касьянова, россияне не хотели бы видеть в новом правительстве.

Самым непопулярным министром оказался глава упраздненного Минтруда Александр Починок - его не захотели видеть в правительстве 27% опрошенных.

На втором месте - министр экономразвития Герман Греф (10%) (отметим, что он сохранил свой пост).

Далее следуют семь министров, которые набрали по 7% голосов. Это - Виталий Артюхов (Министерство природных ресурсов), Геннадий Букаев (Министерство по налогам и сборам), Алексей Гордеев (Минсельхоз), Михаил Лесин (Минпечати), Владимир Филиппов (Минобразования), Михаил Швыдкой (Минкульт) и Игорь Юсуфов (Минэнерго).

Из этих семерых только Алексей Гордеев сохранил свой пост, в остальном решение президента совпало с ожиданиями граждан.

Меньше всего "отрицательных голосов" (по 3%) получили главы Минсвязи Леонид Рейман, Минатома Александр Румянцев, МИДа Игорь Иванов и МЧС Сергей Шойгу. Однако президент не пожалел народных любимцев: свой пост сохранил только господин Шойгу, отмечает газета.

Из иностранных СМИ:

Berliner Zeitung: государство - это он

Ни один другой демократически избранный президент современного государства, ни американский, ни французский президент, не располагают такой полнотой полномочий, как Владимир Путин.

Президент, а не российское правительство, определяет направление внутренней и внешней политики. То, что он сам понимает себя и свою должность как центр власти, Путин четко показал, когда за три недели до выборов отправил в отставку правительство и назначил новое, пишет Berliner Zeitung в материале, перевод которого публикует Inopressa.ru.

Согласно российской конституции, избираемый в воскресенье президент должен был распустить правительство после выборов, а затем назначить новое или подтвердить полномочия старого. Но поскольку переизбрание Путина гарантировано, ему не нужно придерживаться этих правил.

Нужно исправить одно заблуждение: в ближайшее воскресенье Россия выбирает не президента страны, она выбирает Владимира Путина. Именно он - президент России. Должность и личность за прошедшие четыре года его пребывания у власти так слились друг с другом, что регалии российского государства, флаг и двуглавый орел, стали личными отличительными знаками Путина. Они в первую очередь символизируют не достоинство поста президента, а личную безупречность нынешнего главы Кремля.

Сам Путин, его администрация и российский Совет безопасности, председателем которого является президент, образуют центр власти в России. Предпосылки для этого были созданы еще при его предшественнике Борисе Ельцине.

Политические решения принимаются в администрации президента: она разрабатывает президентские указы, пишет и проверяет законопроекты, следит за партиями и общественными организациями. После ухода ее многолетнего главы Александра Волошина она перешла в руки доверенных людей Путина из кругов спецслужб и армии. Совет безопасности, в который входят сам президент, премьер, министры иностранных дел и обороны, а также глава ФСБ, располагает полномочиями во всех вопросах внутренней и внешней безопасности.

Financial Times: Путин демонстрирует хватку, впереди - еще большая концентрация власти в одних руках

Состав нового кабинета министров одновременно демонстрирует влияние сторонников экономических реформ в новом правительстве и твердую хватку и решительность Путина.

Новая структура, созданная по модели западных правительств, призвана освободить принятие политических решений от внешнего контроля и является ключевой в ряду путинских реформ гражданских служб. Кроме того, такие перестановки предоставляют Кремлю больше рычагов управления, отмечает Financial Times в материале, перевод которого публикует Inopressa.ru.

Газета отмечает, что инвесторы с одобрением отнеслись к перспективам структурных реформ, снижения бюрократической волокиты и упрощения налогового законодательства, связанным с новой администрацией.

Рональд Нэш, главный аналитик компании "Ренессанс Капитал", говорит: "Кремль создал эффективный механизм проведения собственной политики, что для России имеет неоднозначное значение. Впереди нас ждут дальнейшие рыночные реформы и еще большая концентрация власти в руках Путина".

Немецкие политологи: конституция позволяет Путину управлять страной, не оглядываясь на правительство или парламент

Немецкий политолог Эберхард Шнайдер называет российское правительство "технократическим экономическим и административным кабинетом". Президент имеет эксклюзивное право предлагать кандидатуру на должность премьера, он его назначает и может увольнять. То же самое касается министров.

Короче говоря, конституция позволяет Путину управлять страной, не оглядываясь на правительство или парламент. Разделения властей в духе западных парламентских демократий российская президентская система не знает. От личности главы Кремля зависит, каким будет соотношение между законодательной и исполнительной властью.

К тому же парламентские выборы в декабре установили выгодные для Путина соотношения в Думе. Партия "Единая Россия" стала самой мощной силой. Верхняя палата российского парламента, Совет Федерации, практически потеряла значение, с тех пор как по законодательной инициативе Путина губернаторы и председатели 89 республик и регионов России лишились своего места в Совете Федерации.

Спустя более чем десять лет после распада СССР нельзя также говорить о независимом правосудии. По-прежнему в российской правовой системе доминируют неясные и отчасти противоречивые правовые реформы, которые препятствуют правовому ограничению государственной власти.

Лишь так называемые олигархи образовали группу, которая ограничивала президентскую власть. Эта группа финансировала немногие критически настроенные СМИ, оказывала влияние на формирование политического мнения и решения в парламенте. Однако с тех пор как в ноябре прошлого года самый амбициозный с политической точки зрения российский олигарх Михаил Ходорковский был арестован, на этом направлении тоже не приходится больше ожидать сопротивления.