Пять миллионов рублей отсудил у правительства России бывший обвиняемый в организации теракта в Каспийске 9 мая 2002 года Ханали Умаханов. 10 октября Советский суд Махачкалы удовлетворил его исковые требования о возмещении морального вреда, причиненного в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, передает "Интерфакс"
Ханали Умаханов был задержан летом 2002 года в Москве при попытке совершения карманной кражи. После этапирования в Дагестан ему были предъявлены обвинения по восьми статьям УК РФ, в том числе по ст.105 - убийство, 205 - терроризм, 208 - участие в незаконных вооруженных формированиях, 222 - незаконное приобретение, ношение и хранение оружия.
В ходе следствия Умаханов попал в больницу и обследовался на предмет вменяемости. Его родственники заявляли, что его подвергали пыткам, в результате чего он потерял рассудок. Вот что сказано в исковом заявлении: "В течение двух дней меня держали в ИВС Ленинского РОВД (Махачкалы). Затем перевели в здание "шестого отдела" и начали жестоко пытать. Это продолжалось примерно 6-7 дней, после чего меня перевезли в какой-то РОВД в горной местности.. я подвергался жестоким пыткам, в результате которых неоднократно терял сознание и в итоге потерял рассудок…".
После прохождения лечения Умаханов был признан вменяемым и в июне 2005 года предстал перед судом присяжных. 20 октября 2005 года присяжные в Верховном суде Дагестана оправдали Умаханова по обвинению в совершении теракта в Каспийске 9 мая 2002 года. При этом присяжные сочли доказанным, что именно Умаханов приобрел, а затем передал исполнителям преступления пульт дистанционного управления к взрывному устройству. В тот же день, основываясь на вердикте присяжных, Верховный суд Дагестана приговорил Умаханова к четырем годам лишения свободы.
27 июня 200а года Верховный суд РФ оправдал его по всем пунктам обвинения в причастности к теракту. Одновременно судебная коллегия сделала вывод, что ВС Дагестана, признавший Умаханова виновным по ст.223 ч.3 (покушение на незаконное изготовление оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, совершенное организованной группой лиц), неправильно квалифицировал его действия. Верховный суд исключил из его обвинений совершение преступления, организованной группой лиц, переквалифицировав его действия на ст. 223 ч. 1 (незаконное изготовление огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств). В итоге наказание Умаханову было смягчено с 4-х до 2-х лет и он в зале суда в связи с отбытием наказания был освобожден из под стражи.