Российское руководство долго не решалось отменить парад Победы в Москве, и все это время тысячи военных приезжали на репетицию, не соблюдая мер предосторожности. В результате сотни военнослужащих, включая несовершеннолетних кадетов, заболели коронавирусом, пишет издание журналистов-расследователей
В конце апреля курсант Суворовского училища в Твери обратился в санчасть учебного заведения с жалобами на температуру около 37,5: ни кашля, ни других симптомов заражения вирусом у него не было. Однако тест на коронавирус показал положительный результат. На повышение температуры тогда пожаловались 15 курсантов, которых положили в отдельную санчасть, но изоляцией это было назвать сложно: молодые люди ходили в столовую с остальными курсантами и посещали общий туалет. Спустя неделю коронавирус подтвердился у почти сотни тверских суворовцев, которые ездили в Подмосковье для участия в репетиции парада 9 мая.
Изначально шествия военных, приуроченные к 75-летию победы, должны были пройти в 475 городах России, а предположения об их отмене в связи с пандемией коронавируса официально признавались фейками. Когда журналисты пермского портала "Звезда" на основании отмены госзакупок фейерверка и георгиевских лент сделали вывод, что парада в Перми не будет, министр культуры региона назвал это "абсолютной ложью", а Роскомнадзор заблокировал статью "за распространение фейков". Через три недели после этого парад в городе действительно перенесли.
В штыки воспринимали новости о возможной отмене даже родные и близкие тех, кто должен был маршировать по брусчатке Красной площади. В группе соцсети "ВКонтакте", посвященной параду, родителей курсантов чаще беспокоила не возможность заражения, а то, что при переносе парада некоторые солдаты и курсанты уже успеют демобилизоваться или закончить обучение, и не попадут на Красную площадь в составе марширующих колонн. Родители предлагали в крайнем случае провести парад без зрителей: ветераны войны, по возрасту находящиеся в группе риска, "могут посмотреть парад и по телевизору".
Подготовка к параду не прекращалась даже тогда, когда по всей стране ввели первые карантинные меры. Последняя репетиция парада на подмосковном полигоне Алабино прошла 16 апреля, и в тот же день глава государства наконец объявил о переносе парада.
Тверское суворовское училище, где учатся юноши до 18 лет, делегировало на парад около 150 курсантов и 16 офицеров. Большинство до Алабино не доехало, расквартировавшись в воинской части в подмосковном Краснознаменске. Вскоре после начала тренировок в Краснознаменске сразу у пяти курсантов одновременно поднялась температура и пропало обоняние. "Их изолировали от остальных, но они пересекались с нами во время приема пищи. На них были маски, но не медицинские, а тряпочные, и они ставили вовнутрь салфетку", - рассказал один из суворовцев. Тестов заболевшим не проводили.
Тогда же суворовцы выяснили, что их начальник встречался с главой Нахимовского военно-морского училища контр-адмиралом Анатолием Минаковым, у которого диагностировали коронавирус. По окончании тренировок и возвращении в Тверь с кашлем и высокой температурой в санчасть училища обратились еще 15 человек.
Несмотря на то, что положительные результаты анализа на коронавирус были обнаружены у всех 15, руководство училища отчиталось представителям Министерства обороны, что из 140 человек больны только восемь. Другим курсантам, которых тестировали на вирус поголовно, результаты анализов сообщили намного позднее: выяснилось, что в одной из рот коронавирусом больны 40 человек из 55. Похожий результат был и в соседней роте, расположенной этажом выше, уверяют курсанты.
Кроме того, в Подмосковье приехали примерно 150 курсантов-нахимовцев, которые сначала должны были тренироваться на плацу института и только потом присоединиться к репетициям в Алабино. Однако в итоге большинство курсантов оказались изолированы в общежитиях в Москве, хотя командование, офицеры и знаменосцы ездили на тренировки в Алабино, а офицерам было разрешено выходить в город в свои выходные дни.
В первые три недели их нахождения в Москве в больницы с температурой, кашлем и насморком уже увезли около 25 курсантов, в основном владивостокцев, и несколько офицеров, которые ходили в город. Когда их тест на коронавирус оказался положительным, у всех, кто оставался в общежитиях, тоже взяли анализы. Однако тренировки никто не отменял: курсантам обещали, что после 13 апреля они отправятся в Алабино.
После того, как стало известно об отмене парада, в больницы попали еще 31 нахимовец и 14 офицеров - тоже с положительным результатом. Именно об этих 31 позже отчиталось Министерство обороны. Вместе с ними в госпиталь с высокой температурой попал и начальник училища контр-адмирал Минаков. После этого курсантов отправили на карантин в ведомственном санатории в Звенигороде, и в конце недели коронавирус был диагностирован у абсолютного большинства. Инфицированных (от 40 до 60 человек) переселили в тот же санаторий "Подмосковье" в Мытищах, а тех, чей тест оказался отрицательным, после карантина отправили домой.
По данным источников проекта, к массовому заражению привели именно репетиции в Алабино, причем ношение масок там было выборочным. Некоторые из военных сами шили себе маски из марли, но на репетициях их не носили, при этом Минобороны отчитывалось о "беспрецедентных мерах профилактики".
Курсанты Военного университета Министерства обороны ездили на репетиции в Алабино несколько раз в неделю: в конце апреля, уже после отмены парада стало известно о массовых жалобах курсантов на плохое самочувствие. Курсанты утверждали, будто бы у них на самом деле не измеряют температуру.
Эти сообщения Министерство обороны назвало фейком и даже обещало направить обращение в правоохранительные органы за распространение этой информации. По данным министерства на конец апреля, в Военном университете к тому моменту провели 500 тестов на коронавирус и выявили его только у девяти человек.
Однако близкие курсантов, с которыми связался "Проект", считают, что счет идет на десятки, если не на сотни заразившихся. Родные курсантов пожаловались на то, что родителям не сообщают о числе заболевших, санчасть переполнена, а маски начали выдавать только после 25 апреля. "Больные в очереди с 6 часов до 12 ночи, потому что всех не успевают проверить. Температуру сбивают уколами", - рассказала "Проекту" подруга одного из курсантов. По ее словам, тесты на коронавирус тем, у кого проявляются симптомы, начали делать только 5 мая.
"Проекту" не удалось узнать точное число заболевших в Университете Минобороны. Близкие курсантов считают, что руководство университета боится огласки - у некоторых курсантов даже отнимают телефоны, чтобы они не разглашали информацию. По их словам, когда в вуз приехал представитель Минобороны, больных студентов "заставили встать с постели и рассадили перед ним по партам". Также есть данные о массовом заражении среди офицеров университета и их семей.
Среди заболевших оказались и кадеты Московского военно-музыкального училища имени генерал-лейтенанта Халилова, которые должны были принимать участие в параде 9 мая, а также курсанты Военно-воздушной академии имени Жуковского и Юрия Гагарина в Воронеже, которые принимали участие в репетиции парада в Алабино. По словам последних, коронавирусом сейчас болеют "целые факультеты".