Член оргкомитета съезда, лидер движения "За права человека" Лев Пономарев рассказал "НИ", что в документах, подготовленных к съезду, прямо написано: правозащитники объявляются последовательной гражданской оппозицией власти
RTV International
 
 
 
Председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева заявила, что власть подавляет гражданское общество и оппозицию
НТВ
 
 
 
Руководитель группы «Меркатор» Дмитрий Орешкин заявил в интервью "Новым известиям", что правозащитники "сами по себе вне собственного желания становятся элементами политического процесса"
RTV International

Последовательной гражданской оппозицией и платформой для объединения всех оппозиционных партий объявили себя российские правозащитники. Как пишет издание "Новые известия", это стало основным выводом Второго чрезвычайного съезда в защиту прав человека, который прошел в Москве. По мнению экспертов, уйти в политику правозащитников вынудило их противостояние с властью. Дело в том, что, лишившись гражданских и политических прав, правозащитники не могут защищать права социальные и экономические.

В ходе выступлений стало ясно, что правозащитники готовы примерить на себя новую роль, пишет газета. Из защитников прав граждан от произвола чиновников они превращаются в критиков власти, становятся оппозицией подобно тому, как были оппозицией во времена СССР.

Российские официальные правозащитники – председатель совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и прав человека Элла Памфилова и уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин - на съезд не приехали.

Председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева заявила, что власть подавляет гражданское общество и оппозицию. "Сейчас каждая партия и правозащитники протестуют, когда запрет касается их мероприятия. Эти протесты будут действенными лишь тогда, когда запрет митингов, скажем, КПРФ, вызовет совместный протест не только коммунистов, но и правозащитников, и СПС, и "Яблока", и "лимоновцев", и даже "Родины", объяснила Алексеева.

Член оргкомитета съезда, лидер движения "За права человека" Лев Пономарев рассказал "НИ", что в документах, подготовленных к съезду, прямо написано: правозащитники объявляются последовательной гражданской оппозицией власти.

По его словам, это не "поза и не попытка натянуть на себя какой-то дополнительный вид деятельности". Оппозиционные партии сейчас загнаны в угол, не имеют реальной возможности участвовать в выборах, их нет в парламенте. И, кроме того, сами эти оппозиционные партии находятся в стадии некоего саморазрушения. Правозащитники же занимаются конкретным делом и имеют естественный импульс к объединению. Получается, что "именно правозащитники вынуждены объявлять себя реальной оппозицией и играть очень большую роль в объединении оппозиции".

Руководитель группы «Меркатор» Дмитрий Орешкин заявил в интервью "Новым известиям", что правозащитники "сами по себе вне собственного желания становятся элементами политического процесса". При этом власть будет говорить, что они "проплачены Западом". По словам политолога, в нормальном обществе нет нужды объединяться крайне левым с крайне правыми, но, когда прав лишают всех, неизбежно все находят общность интересов в том плане, что они борются за свои права. "Ровно так было в Советском Союзе, когда среди диссидентов были и русские националисты, и монархисты, и крайние западники", - сказал Орешкин.

Впрочем, не все политики согласны объединяться без учета различия в идеологии. Так, приехавший на съезд лидер "Яблока" Григорий Явлинский правозащитников похвалил, нынешнюю власть поругал, но сказал, что сотрудничать с радикалами "Яблоко" не будет".

В ближайшее время оппозиция и правозащитники намерены договориваться о совместных действиях. На совместном конгрессе планируется принять Программу гражданского согласия, которая может стать основой для объединения демократических сил вокруг единого кандидата в президенты на выборах 2008 года.

Издание Газета GZT.ru дополняет, что тон выступлениям делегатов съезда задавал приглашенный в качестве гостя комиссар Совета Европы по правам человека Томас Хаммарберг. Кроме всего прочего, он напомнил о старой проблеме: "Россия - единственная страна в Европе, где окончательно не отменена смертная казнь. Десять лет тому назад российские власти обещали отменить ее, но до сих пор не сделали этого".

Издание отмечает, что в работе съезда приняли участие более 200 человек.