На 40-й день после разрушительного наводнения на Кубани, жертвами которого в наиболее пострадавшем городе Крымске стали 153 человека, местные жители и чиновники подводят итоги работы по ликвидации последствия стихии
Russia Today
 
 
 
Один из наиболее волнующих сейчас крымчан вопросов - восстановление жилья
Russia Today
 
 
 
"Ситуация с Крымском - классический пример географического закона, гласящего: города не уничтожаются
Вести
 
 
 
Этой логике крымчане следуют не первый раз. Так, во время наводнения 10 лет назад люди тоже пострадали и потеряли имущество, но остались жить на прежних местах, отстраивали дома все в той же зоне затопления
Вести

На 40-й день после разрушительного наводнения на Кубани, жертвами которого в наиболее пострадавшем городе Крымске стали 153 человека, местные жители и чиновники подводят итоги работы по ликвидации последствия стихии. Жизнь продолжается, замечают представители администрации. С божьей помощью, подчеркивают жители. Но и усилия властей заметны: планы по восстановлению города и жизни пострадавших впечатляющие.

Один из наиболее волнующих сейчас крымчан вопросов - восстановление жилья. На эти цели потерпевшим выделяют уже готовые квартиры, а также выдают сертификаты на приобретение новых домов, в том числе в других населенных пунктах. Впрочем, многие жители Крымского района предпочитают оставаться в родных местах. "Бросить его (участок) не могу. Надо снова вставать на ноги и рассчитываться с долгами", - пояснил РИА "Новости" фермер Георгий Кумбатов из поселка Верхеадагум. По его словам, местные жители надеются, что власти сделают какие-то выводы из стихии, почистят стоки и наладят систему оповещения. "Нас всегда заливает, хотя не так сильно. Мы привыкли", - поясняет фермер.

"Ситуация с Крымском - классический пример географического закона, гласящего: города не уничтожаются. Возникнув там, где он нужен, город будет на этом месте всегда, он возродится, даже если разнести его в пыль. Логика места очень сильна, особенно у таких городов, как Крымск", - уверен политолог Дмитрий Орешкин.

Этой логике крымчане следуют не первый раз. Так, во время наводнения 10 лет назад люди тоже пострадали и потеряли имущество, но остались жить на прежних местах, отстраивали дома все в той же зоне затопления. Правда, на этот раз пострадавшим власти категорически запретили тратить "сертификатные" деньги (а это 33 650 рублей за квадратный метр утраченного жилья, или средняя цена метра для Краснодарского края) на покупку домов в опасной зоне. Хотя при расчетах наличными этот запрет можно обойти и, воспользовавшись ситуацией, сравнительно дешево купить почти целый дом в зоне гарантированного подтопления.

Впрочем, по словам местных жителей, власти особо и не разрешают никуда уезжать. Точнее, почти не осталось возможности получить взамен утраченной новую квартиру в другом городе. "Сначала всем "затопленникам" разрешили подыскивать себе квартиру в любом городе, даже возили смотреть жилье в Геленджике, в Новороссийске, в Краснодаре. А когда поняли, что почти половина города разъезжается, сказали: "Квартиры выбирайте и выкупайте только в Крымске или берите сертификат на новое жилье". Квартиры и дома в городе сразу резко подскочили в цене", - рассказала "Московскому комсомольцу" жительница Крымска Анна Грибкова.

Есть у крымчан и другие нарекания к работе чиновников и действиям тех, кто пытается нажиться на чужой беде. Так, многие из тех, кому положены компенсации, денег пока не получили. По словам людей, бюрократические проволочки, трудности с восстановлением документов и порой необходимость доказывать право на выплаты не позволяют им воспользоваться государственной помощью.

Еще одна проблема - в Крымск хлынули те, кто желает нажиться на чужой беде. Например, люди, которые были прописаны в городе, но лет 10-15 в нем не появлялись. А некоторые из тех, кто застал наводнение, нарочно усугубляли последствия, чтобы получить компенсацию, - ломали свои саманные дома и заливали их водой из шланга, дабы жилью присвоили статус "под снос". Таких ловкачей в городе уже прозвали "партизанами".

А столбы и заборы в городе обклеены объявлениями о выдаче срочных займов и выкупе "машин-утопленников". "Эти жуки-скупщики в поисках добычи шныряют по всему городу. Машину за 400 тысяч рублей мне предлагали сдать за 20, - рассказывает Анна Грибкова. - У многих людей сдают нервы. Порой во время наводнения взрослые поднимали детей над головой, когда вода им была уже по шею. Они отдают свои машины, побывавшие по самую крышу в иле, и за 10, и даже за 5 тысяч рублей. Отмыть их и пустить на запчасти у пострадавших просто нет сил".

Новые автобусы, школа, бассейн и монумент погибшим

Местным частным предпринимателям, чей бизнес понес убытки, собираются выделять гранты. А что касается простых жителей Крымска, чье имущество пострадало в меньшей степени, то им положена компенсация на капитальный ремонт из расчета пять тысяч рублей за квадратный метр и 150 тысяч за частично или полностью утраченное имущество. На заборах у тех, кто восстанавливает жилье, написано "Помогай нам Бог!" и "Мы живы!", отмечает "МК".

Действительно, жизнь продолжается. "За три недели в Крымском загсе зарегистрировали 55 браков и 114 новорожденных", - рассказал и.о. главы города Алексей Мордовин.

На террасе, расположенной на 30 метров выше центральной части города, тем временем закладываются пять пятиэтажных и четыре девятиэтажных дома, которые планируется сдать в ноябре. Там будут жить 900 семей. Новый микрорайон уже условно стали называть Крымск-2. Также в городе, по словам представителей администрации, построят современный ледовый дворец, бассейн и музыкальную школу.

Уже объявлено, что каждой пострадавшей при наводнении семье подарят холодильник, стиральную машину и газовую плиту. Школьников к 1 сентября ждет особый подарок - новый комплект учебников, канцтовары и ультрамодная форма. По кубанскому городку будут разъезжать импортные автобусы с кондиционерами.

"И еще возведут стелу с именами 153 погибших, среди которых сплошь старики и дети: годовалый Илья Дорохин, восьмилетняя Оля Бадалова, девятилетняя Нина Беньяминова, 10-летняя Альбина Мицкевич..." - цитирует "МК" крымчан.