Российская Федерация приобрела у бизнесмена Алекса Когана права требования по долгу перед швейцарской компанией Noga в декабре 2007 года
Первый канал
 
 
 
Однако не исключено, что Минфин поторопился
Архив NEWSru.com
 
 
 
Минфин России считает, что единственной целью компании Noga является намерение вынудить правительство России вновь вступить в переговоры об урегулировании ее финансовых претензий
Вести

Российская Федерация приобрела у бизнесмена Алекса Когана права требования по долгу перед швейцарской компанией Noga в декабре 2007 года, сообщил агентству "Интерфакс" источник, близкий к Минфину. Однако конфликт на этом не исчерпан: сам Коган накануне заявил, что его отношения с Минфином не улажены, а Noga считает, что он выкупил права лишь на часть долга.

"Мы стали владельцами (долга) в конце года", - сказал источник "Интерфакса". Как отметил источник, Коган уже не играет роли в урегулировании российского долга перед Noga.

Однако не исключено, что Минфин поторопился. Сам Коган накануне заявил "Коммерсанту", что формально еще является стороной в конфликте. Конкордат (соглашение о переуступке долга) составлен "крайне сложно", разные суды теоретически могут толковать его по-разному, заявил Коган. Отношения Алекса Когана с российским Минфином, по его словам, еще тоже не урегулированы - ему необходимо "оформить некоторые документы".

- Степашин предлагает выдвинуть встречные иски
- Сумма претензий к России может вырасти на порядок

Напомним, в марте 2006 года стало известно, что французские банки BNP Paribas и Credit Lyonasis, а также швейцарский Banque Cantonal de Geneve переуступили долговые обязательства России перед швейцарской фирмой Noga общим объемом около 70 млн американскому бизнесмену российского происхождения Алексу Когану.

Ранее сообщалось, что 2 января 2008 года парижский суд наложил арест на банковские счета российских организаций во французских банках. Минфин РФ заявил о намерении опротестовать судебный приказ о наложении ареста и потребовать от компании Noga возмещения ущерба, нанесенного в результате незаконного ареста российских активов. Как указал Минфин РФ в официальном сообщении, Noga ввела в заблуждение французские судебные органы, так как, согласно юридическим документам, направленным французским банкам, аресты основываются на решении Стокгольмского арбитражного суда 1997 года, вынесенного в пользу этой компании, а права требования по этим решениям в настоящее время ей не принадлежат.

Минфин России считает, что единственной целью компании Noga является намерение вынудить правительство России вновь вступить в переговоры об урегулировании ее финансовых претензий. Адвокаты российской стороны также отмечали, что арест, наложенный на счета Банка России, является прямым нарушением французского банковского законодательства.

Арест был наложен без предварительного уведомления правительства РФ или владельцев блокированных счетов. Ни на одном из этих счетов не размещены средства, принадлежащие правительству РФ, подчеркивалось в пресс-релизе Минфина РФ.

Степашин предлагает выдвинуть встречные иски

Председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин считает, что российское государство должно действовать более активно. "Позиция нашего государства должна быть более активной и наступательной в вопросе, связанном с компанией Noga: российское государство должно выдвинуть встречные иски против тех людей, которые стоят за компанией Noga и шантажируют Россию", - заявил Степашин во вторник "Интерфаксу".

"Все правовые основания для этого у нас есть. И почему, например, нам не арестовать имущество руководителей компании Noga", - подчеркнул председатель Счетной палаты. "Юридически никаких оснований для претензий компании Noga к России нет", - подчеркнул Степашин.

Noga из 90-х

Судебное разбирательство между Noga и российским правительством началось еще в начале 1990-х годов. В 1991-1992 годах Россия заключила с компанией несколько контрактов на сумму около 1,4 млрд долларов, согласно которым Noga обязалась поставлять продукты питания и удобрения в обмен на нефтепродукты.

С тех пор обе стороны оспаривают выполнение условий соглашения противной стороной. По условиям соглашений Россия отвечала за выполнение контрактов своим имуществом. В 1993 году российское правительство расторгло договор. По мнению российских юристов, эти спорные контракты были составлены некорректно и исключительно в интересах владельца Noga бизнесмена Нессима Гаона.

По контракту 1991 года в случае возникновения конфликтной ситуации предусматривался отказ Москвы от государственного иммунитета. На этом основании Noga смогла возбудить дело в международном трибунале в Стокгольме и выставить России счет на 1,5 млрд долларов, напоминает "Время новостей". В 1997 году шведский суд решил дело в пользу Noga по двум искам общим объемом 27 млн долларов.

С тех пор компании несколько раз удавалось арестовывать российское имущество за рубежом - в 2000 году Noga добилась во Франции ареста счетов Банка России и российского парусника "Седов", а в 2001 году попыталась арестовать российские самолеты на авиасалоне в Ле-Бурже, однако затем счета были разблокированы, а аресты имущества признаны незаконными. В 2005 году по запросу Noga в Швейцарии была арестована коллекция картин из Пушкинского музея, однако арест был снят после вмешательства федерального совета (правительства) Швейцарии, и картины вернулись в Москву.