На трассе Грозный-станица Червленая опрокинулась автомашина "ВАЗ-2110", за рулем которой находился житель села Мескер-Юрт Ханпаш Теркибаев
Архив NEWSru.com
 
 
 
В результате аварии Теркибаев, а также находившиеся в машине еще 4 человека скончались на месте происшествия
Архив NEWSru.com
 
 
 
В период между первой и второй чеченскими войнами Теркибаев был ведущим специалистом пресс-службы Аслана Масхадова, вел программу "Президентское сердце" на телевидении Ичкерии
Архив NEWSru.com
 
 
 
По информации, которая сообщалась ранее, Теркибаев участвовал в захвате "Норд-Оста" и даже был чуть ли не "мозговым центром" теракта, однако покинул здание до штурма
Архив NEWSru.com
 
 
 
До понедельника Теркибаев был жив, здоров и находился в окружении Малика Сайдулаева, промосковского чеченского лидера
Архив NEWSru.com
 
 
 
Теркибаев сопровождал депутата Госдумы, главу думского комитета по международной политике Дмитрия Рогозина во время сессии ПАСЕ в Страсбурге 31 марта в качестве "представителя чеченской общественности"
Архив NEWSru.com

В результате дорожно-транспортного происшествия недалеко от Грозного в понедельник погибли 5 человек, среди которых - чеченский журналист Ханпаш Теркибаев.

"На трассе Грозный-станица Червленая опрокинулась автомашина ВАЗ-2110, за рулем которой находился житель села Мескер-Юрт Ханпаш Теркибаев. В результате аварии Теркибаев, а также находившиеся в машине еще 4 человека скончались на месте происшествия", - сообщил "Интерфаксу" глава администрации Грозненского района Шаид Джамалдаев. Причины аварии в настоящее время выясняют сотрудники ГИБДД и оперативно-следственная бригада.

В период между первой и второй чеченскими войнами Теркибаев был ведущим специалистом пресс-службы Аслана Масхадова, вел программу "Президентское сердце" на телевидении Ичкерии. По данным, которые сообщалась ранее, погибший Теркибаев участвовал в захвате "Норд-Оста" и даже был чуть ли не "мозговым центром" теракта, однако покинул здание до штурма. По информации агентства Regnum, Теркибаев неоднократно предъявлял удостоверения сотрудника различных российских правительственных учреждений, а также говорил о своих контактах с высокопоставленными кремлевскими чиновниками.

- Двойного агента Теркибаева убрали, как опасного свидетеля. В живых остался последний свидетель




Досье на Теркибаева

В первых числах апреля этого года бывший офицер ФСБ Александр Литвиненко, приговоренный в России к 3,5 годам лишения свободы условно и проживающий ныне в Лондоне, встретился с Сергеем Юшенковым в Лондоне и передал ему оперативную информацию по "Норд-Осту".

Литвиненко установил, что один из террористов, захвативших театр, покинул здание "Норд-Оста" незадого до штурма. Его имя - Ханпаш Теркибаев.

До понедельника Теркибаев был жив, здоров и находился в окружении Малика Сайдуллаева, промосковского чеченского лидера. По словам Литвиненко, Теркибаев сопровождал депутата Госдумы, главу думского комитета по международной политике Дмитрия Рогозина во время сессии ПАСЕ в Страсбурге 31 марта в качестве "представителя чеченской общественности".

"Я передал Юшенкову установочные данные Теркибаева, и он собирался проверить эту информацию по возвращении в Москву, - сообщил Литвиненко. - Я убежден, что с ним расправились за это расследование (депутат Госдумы РФ, сопредседатель партии "Либеральная Россия" Сергей Юшенков был убит 17 апреля 2003 года в Москве у своего дома. - Прим. ред.).

Теркибаев, по сведениям бывшего офицера ФСБ, - многолетний агент этой организации, специализировавшийся на внедрении в чеченскую среду для организации провокаций. Он начал свою карьеру в качестве журналиста на грозненском телевидении. В конце 2000 года работал в пресс-службе Аслана Масхадова. В начале 2001 года по заданию спецслужб России он перешел в одну из боевых групп сепаратистов, говорится в заявлении Литвиненко.

В апреле 2001 и в марте 2002 годов в ходе зачисток Теркибаев был задержан федеральными войсками и немедленно отпущен по указанию ФСБ. В июле 2002 года Теркибаев сопровождал Малика Сайдуллаева во время его визита в Турцию, спонсированного Кремлем, утверждает Литвиненко.

Как говорилось в заявлении, Теркибаев был среди террористов, захвативших "Норд-Ост" в октябре 2002 года. Его имя упоминается в статье газеты "Известия" вместе с именем Мовсара Бараева. Позже Теркибаев появился в окружении Дмитрия Рогозина. Он был показан в репортажах российского телевидения из Страсбурга 31 марта-2 апреля 2003 года, утверждает Литвиненко.

Теркибаева убрали, как опасного свидетеля

Судьба чеченского журналиста Ханпаша Теркибаева, погибшего в автокатастрофе в Чечне, была предрешена, считает журналист "Новой газеты" Анна Политковская. "Стыдно говорить плохо о погибшем человеке, но человек, который идет на то, чтобы предавать многожды и разные стороны, сам себя приговаривает", - заявила она радиостанции "Эхо Москвы".

Из реакции на интервью Теркибаева "Новой газете", со стороны администрации президента, ФСБ, следственной группы по расследованию теракта на Дубровке следовало, что "эта информация не нужна, там была замешана, в том числе, администрация президента - у Теркибаева оказались легальные документы информационного управления администрации президента, он был аккредитован как корреспондент "Российской газеты", - отметила Политковская. - Всем это было настолько невыгодно, что судьба его была решена".

По ее словам, Теркибаев "был свидетелем, в информации от которого было заинтересовано все общество, но общество тоже не хотело этого знать - даже общественная комиссия по расследованию теракта на Дубровке категорически отпихнула этот источник".

Журналистка напомнила, что после опубликования в конце весны 2003 года интервью с Теркибаевым "очень много людей и с чеченской стороны, и со стороны российских спецслужб, говорили, что он теперь долго не протянет". "Мне говорили, что Басаев его приговорил, что спецслужбы его приговорили, - добавила Политковская. - Какое-то время он находился в Баку, и люди, которые находились там же, говорили, что ему несладко. В результате он оказался в Чечне".

Как рассказала журналистка, еще до встречи с Теркибаевым, она располагала информацией о том, что "в отряде Бараева был человек, который покинул отряд за несколько часов до начала штурма "Норд-Оста". Этим человеком, по словам Политковской, был Теркибаев, "который в масхадовские времена вел президентскую программу по чеченском телевидению, одно время был пресс-секретарем; я поняла, что этот человек способен на авантюрные поступки".

Проведенная Политковской проверка продемонстрировала, по ее словам, что Теркибаев, "действительно, был в здании "Норд-Оста", его роль была в том, что он изнутри мог координировать действия специальных служб".

"Факт в том, что он был своеобразным двойным агентом, - добавила Политковская. - Тем не менее, я крайне сожалею, что этот последний свидетель погиб".

"Сегодня у нас остался единственный человек - это Заурбек Талхигов, которого тоже на сегодняшний день отправили дальше Сыктывкара и о котором даже в моей газете запретили печатать статью, что это почти единственный источник, который мы должны охранять, - добавила журналистка. - Сегодня его судьба тоже неизвестна".

За гибелью Теркибаева стоит тайна, которую пытаются скрыть спецслужбы России

За гибелью чеченского журналиста Ханпаша Теркибаева, "стоит тайна, которую российские спецслужбы пытаются от всех скрыть", заявил в эфире "Эхо Москвы" президент Фонда гражданских свобод Александр Гольдфарб.

"Теперь, наверное, мы никогда не узнаем правду о "Норд-Осте", потому что последний террорист погиб при странных обстоятельствах, - отметил он. - До этого мы были свидетелями того, как все другие террористы были прикончены без суда и следствия".

По словам Гольдфарба, гибель Теркибаева стоит в одном ряду "с другими подобными событиями, которые обычно происходят с последними свидетелями страшных преступлений.

"Недавно прошла информация, что человек, якобы снимавший подвалы при взрывах домов в Москве в 1999 году, был убит автомобилем на Кипре, это раскрыл Михаил Трепашкин, которого сейчас судят, - сказал глава Фонда. - Загадочные преступления кончаются смертью свидетелей".

Из апрельской статьи Политковской: среди террористов на Дубровке был двойной агент

29 апреля журналист "Новой газеты" Анна Политковская опубликовала интервью с внештатным корреспондентом "Российской газеты" Ханпашем Теркибаевым, в котором утверждается, что российские спецслужбы якобы знали от него о готовящемся теракте на Дубровке.

В статье утверждается, что Теркибаев вошел в зал ТЦ на Дубровке вместе с террористами, и его фамилия была опубликована среди других террористов, взявших в заложники зрителей мюзикла. Тогда же появились сообщения, что одному из террористов удалось скрыться.

Анна Политковская пишет, что, по всей видимости, именно Ханпаш Теркибаев и есть тот самый человек, которого все вовлеченные в трагедию "Норд-Оста" так искали. Человек, изнутри обеспечивавший теракт. Согласно ее утверждениям, "в редакции "Новой газеты" имеются сведения, что Ханпаш Теркибаев - "засланный спецслужбами агент". Это именно он уверял террористов, что "все под контролем", что "грязных людей полно", что "русские опять взяли деньги", как тогда, когда выходили из окруженных Грозного и Комсомольского, и надо просто "пошуметь" - и получится "второй Буденновск", и таким образом добиться мира, а потом, после выполнения задания, "нам дадут уйти" - не всем, но дадут. У него был план Театрального центра на Дубровке, которого не было ни у Бараева, командовавшего террористами, ни даже поначалу у отряда спецназа, готовящегося к штурму...

Если в "Норд-Осте" был такой засланный агент, то это значит: власть знала о том, что готовится теракт. Участвовала в его подготовке, и даже неважно, с какой целью. Главное - власть (какая ее часть?) была в курсе, что творится, задолго до того, как об этом узнали все мы....

Сам же внештатный корреспондент "Российской газеты" Ханпаш Теркибаев, которого обвиняет Политковская, заявил, что не имеет никакого отношения к захвату террористами здания Театрального центра на Дубровке в октябре 2002 года. "В "Норд-Осте" я не был и никакого отношения к этим событиям не имею", - заявил Теркибаев в интервью журналистам.

По его словам, журналистка Анна Политковская, опубликовавшая его интервью в "Новой газете", излагает свою собственную версию произошедшего, не имеющую ничего общего с действительностью.

"Анне Политковской я сказал только то, что знал Мовсара Бараева, который был моим односельчанином. Но уже несколько лет я не имел с ним никаких контактов", - уточнил журналист. "Все остальное - исключительно творение самой Анны Политковской", - подчеркнул он.