На месте развалин дома, разрушенного в ходе спецоперации в Махачкале, обнаружены тела пяти боевиков
НТВ
 
 
 
Установлена личность одного из боевиков - это Расул Макашарипов по кличке "Муслим", возглавлявший диверсионную группу, которая в течение нескольких последних лет вела в республике целенаправленную охоту на сотрудников спецслужб
НТВ
 
 
 
В настоящее время проводятся необходимые процедуры опознания оставшихся тел боевиков. Точное же количество ликвидированных бандитов пока неизвестно. Погибли четверо сотрудников правоохранительных органов
НТВ
 
 
 
Всю ночь спецназ охранял дымящиеся развалины, а вчера утром кинологи с собаками начали поиск тел боевиков
НТВ
 
 
 
Кроме того, был сильно разрушен дом номер 30 по 6-й Магистральной улице, но разыскать его хозяев вчера не удалось
НТВ

На месте развалин дома, разрушенного в ходе спецоперации в Махачкале, обнаружены тела пяти боевиков. По словам начальника пресс-службы МВД Дагестана Абдулманапа Мусаева, трупы четвертого и пятого из уничтоженных бандитов найдены в понедельник. Установлена личность одного из боевиков - это Расул Макашарипов по кличке "Муслим", возглавлявший диверсионную группу, которая в течение нескольких последних лет вела в республике целенаправленную охоту на сотрудников спецслужб. Его спецназовцы пытались захватить еще в ноябре.

Тогда бандиты находились в одной из квартир на втором этаже девятиэтажного дома на улице Перова. Ноябрьская операция закончилась провалом: бандиты ушли, успев убить одного бойца ОМОНа и ранить полковника Муслима Дахаева, назначенного накануне заместителем главы МВД Дагестана по борьбе с терроризмом. На этот раз Макашарипову уйти не удалось, сообщает ИТАР-ТАСС.

- Подробности штурма и свидетельства очевидцев: 15 часов боя
- Ej.ru: никакой спецоперации не было, террористов поймали случайно

Расул Макашарипов (Муслим) - бывший переводчик полевого командира Хаттаба и один из лидеров террористической группировки "Джаннет" ("Рай"). По данным следствия, жертвами банды Расула Макашарипова за последние годы стали 29 сотрудников Управления по борьбе с экстремизмом и уголовным терроризмом МВД Дагестана, в том числе начальник этого управления Ахбердилав Акилов. Участниками группировки также был убит министр по национальной политике, информации и внешним связям Дагестана Магомедсалих Гусаев. Большинство боевиков Муслима удалось арестовать или уничтожить в ходе спецопераций. Из активных участников банды на свободе осталось лишь трое. В октябре прошлого года за помощь в поимке Муслима МВД Дагестана объявило награду в 50 тыс. долларов. После уничтожения участников "Джаннета" Макашарипов создал новую группировку - "Джамааты Дагестана "Шариат". Новая структура имеет старые задачи: теракты против сотрудников силовых ведомств.

Как сообщили в УФСБ по Дагестану, на теле ликвидированного бандита найдено взрывное устройство. Специалисты-взрывотехники, прибывшие на место, обезвреживают бомбу.

В настоящее время проводятся необходимые процедуры опознания оставшихся тел боевиков. Точное же количество ликвидированных бандитов пока неизвестно. Погибли четверо сотрудников правоохранительных органов.

Операция по обезвреживанию бандгруппы продолжалась более 15 часов

Бандитам предложили сдаться, а после отказа было принято решение уничтожить их. В ходе спецоперации танк полностью сровнял с землей дом в Махачкале, в котором находились боевики.

Представители МВД республики объявили, что уничтоженные бандиты готовили в Дагестане теракт, аналогичный тому, что произошел 1 сентября прошлого года в Беслане. Так же уверенно сообщалось, что уже известны личности почти всех террористов, пишет "Время новостей".

В минувшую пятницу в МВД Дагестана появилась информация, что в Махачкале и Каспийске готовятся теракты. И в этих городах решили провести спецоперации по поиску боевиков. В ночь на субботу сотрудники правоохранительных органов провели серию обысков сразу по десяти адресам в этих городах и по двум из них обнаружили бандитов, сообщает "Коммерсант".

Первый дом спецназовцы пытались взять без стрельбы, но из квартиры ударила автоматная очередь

Первая спецоперация была проведена в пять утра в субботу в Каспийске на пересечении улиц Дахадаева и Калинина. На задание отправилась группа, состоящая из сотрудников специального отряда быстрого реагирования и ОМОНа во главе с командиром дагестанского СОБРа полковником Арзулумом Ильясовым.

"В это время вся наша семья спала, - рассказала жительница соседнего дома 33 по улице Дахадаева Марьям Аббасова. - Меня разбудили хлопки. Я сразу подбежала к окну и увидела много омоновцев".

Спецназовцы решили взять бандитов по-тихому, без стрельбы. Но когда Арзулум Ильясов со своими подчиненными уже вскрывал входную дверь, из квартиры ударила автоматная очередь. Как потом выяснилось, одного из боевиков, 51-летнего уроженца Кайтагского района Дагестана Магомедзагира Акаева, штурм застал во время утреннего намаза. Однако, увидев на пороге людей в камуфляже, он успел схватить лежавший рядом автомат и дать длинную очередь.

Смертельные ранения в голову получили двое собровцев - старшие лейтенанты Расул Яхъяев и Магомедали Магомедов. Упал и полковник Ильясов, на бронежилете которого при первичном осмотре не было обнаружено ни одного следа от пули. Вначале участники операции решили, что у командира Ильясова, на глазах которого погибли подчиненные, не выдержало сердце. И только в больнице выяснилось, что пуля попала ему в не защищенный бронежилетом бок. Ранение оказалось смертельным.

В центральную больницу Каспийска поступил и еще один раненый спецназовец - старший лейтенант Шамиль Зайнудинов. Его жизнь вне опасности.

Другие участники штурма, быстро сориентировавшись, открыли ответный огонь. Магомедзагир Акаев был уничтожен. Двух других боевиков, находившихся в квартире, штурмовики взяли живыми, изъяв у них целый арсенал. После спецоперации в дежурную часть Каспийского городского отдела милиции были доставлены сын хозяина этого дома и еще трое их квартирантов. Сейчас их проверяют на причастность к незаконным вооруженным формированиям.

"Акаев, которого нам удалось ликвидировать, являлся особо опасным преступником, находившимся в федеральном и международном розыске за совершение крупных терактов, - сообщили в МВД Дагестана. - Он входил в отряд Раппани Халилова. Жена Акаева являлась сестрой жены Халилова. Личности остальных боевиков выясняются".

Второй дом спецназовцы пытались взять штурмом. Оказалось, оборону держат не рядовые бандиты, а прошедшие спецподготовку профессионалы

Вскоре после этого, в семь утра, в Махачкале началась вторая спецоперация. По оперативной информации, в одном из домов по 2-й Магистральной улице Сепараторного поселка находились члены банды Расула Макашарипова, а возможно, и сам главарь.

Сепараторный поселок прилегает к горе Тарки-Тау. Очень часто террористы, которых ловили в этом же районе, после совершения преступлений скрывались от преследования в горах.

И на этот раз, обнаружив участников спецоперации, боевики попытались огородами уйти в сторону гор. Однако ведущая к Тарки-Тау дорога уже была перекрыта сотрудниками правоохранительных органов. Тогда члены бандгруппы стали ломиться в частные дома, чтобы отсидеться там во время облавы.

"Рано утром к нам в дверь начали стучаться какие-то люди, - рассказывает жительница дома по улице 4-я Магистральная. - Увидев через глазок, что они вооружены, я испугалась и решила не впускать их. Наверное, это были боевики".

Боевикам нигде не открыли двери. В двухэтажном доме номер 38 по 6-й Магистральной улице, где оказались боевики, жили пять семей. Четыре из них приходились друг другу родственниками, еще одна семья снимала квартиру, сообщает ГАЗЕТА GZT.ru.

"Они сначала попытались зайти к нам, - рассказала Егана Абакарова, живущая на первом этаже дома. - Но у нас дверь была закрыта. Тогда они зашли к квартирантам".

Во дворе живут две семьи, приходящиеся друг другу родственниками. Их дома находятся в глубине. А рядом с воротами в отдельном строении комнату и маленькую пристройку занимали двое квартирантов.

"Я пустила их пять дней назад, даже не успела узнать, как их зовут, - рассказала Хадижат Зубаирова, хозяйка одного их домов. - Говорят, они ваххабиты, но они не показались мне подозрительными - молодые ребята с длинными волосами, бороды у них не было. Если бы они были небритые, я бы их вообще не пустила. Единственное, я слышала, что они говорили между собой по-аварски".

Никто не мог вспомнить имена квартирантов, только мальчишка сказал, что одного из них звали Шамиль.

"Все началось после утреннего намаза, - продолжает Хадижат. - Наши ворота стал ломать БТР. Я сначала не поняла, что случилось, хотела выйти и открыть ворота, но мой внук, ему два года, испугался, схватил меня и не отпускал. Поэтому я осталась дома".

"Это было где-то в половине седьмого утра, - говорит хозяйка дома Эльмира Камалова. - Они, по-моему, хотели бежать дальше, но увидели милицию и решили спрятаться в нашем доме. Мы-то сами живем на втором этаже, а на первом - наши родственники и квартиранты. Они зашли к квартирантам. Ильяса и его жену Жанну они сразу отпустили, а шестилетнюю дочь Анису оставили в доме. Потом Ильяс пошел к ним, и они отпустили Анису. После этого начался бой".

Хозяин дома Магомед Камалов в это время находился дома вместе со своей 7-летней племянницей Индирой. "Они (бандиты) влезли через незакрытое окно. Сказали, что вооружены, и схватили нас в заложники", - рассказал Магомед Камалов.

Через несколько минут здание было блокировано. Между сотрудниками правоохранительных органов и бандитами завязалась перестрелка. Боевикам удалось прорваться, но далеко они не ушли - заняли двухэтажный дом на 6-й Магистральной улице. Вскоре они отпустили заложников, передав через них свои требования милиционерам.

"Их было пятеро, - сообщил Магомед Камалов. - Они сказали, чтобы мы передали министру внутренних дел Адильгерею Магомедтагирову, чтобы им дали возможность уйти из города. Тогда никто не пострадает. А еще они просили сказать, что сдаваться не собираются".

Естественно, выпускать боевиков из дома никто не собирался. Однако после первых попыток штурма здания силовикам стало ясно, что оборону держат не рядовые бандиты, а прошедшие спецподготовку профессионалы.

Во время штурма был ранен в ногу сотрудник спецгруппы "Альфа" УФСБ Дагестана Андрей Скрябин. Огонь боевиков из здания был настолько плотным, что пострадавшего долгое время не могли эвакуировать. Чтобы вынести его из-под огня, спецназовцы бросали дымовые шашки, устраивали отвлекающие атаки. Примерно через час капитана Скрябина удалось вынести с поля боя, но по дороге в больницу он скончался от потери крови и шока.

Вскоре штурмовики понесли новые потери. Был тяжело ранен боец группы "Альфа" Григорий Мылорищиков. Еще один альфовец Роман Масленников получил пулю в кисть правой руки.

"Они (бойцы "Альфы") поступили к нам в тяжелом состоянии, - сообщил заведующий приемным отделением 1-й горбольницы Махачкалы Мирза Удаев. - Их сразу же прооперировали. Сейчас их состояние стабильно удовлетворительное".

После первых потерь штаб по проведению операции принял решение живыми боевиков не брать. Здание подожгли из огнемета "Шмель". Однако боевики сопротивляться не прекратили. Они спустились в подвал горящего дома и стали стрелять уже оттуда, используя слуховые окна и вентиляционные отверстия. Тогда к месту боя подогнали танк 136-й мотострелковой дивизии из Буйнакска, и в штабе операции журналистам сообщили: дом, скорее всего, придется сровнять с землей. Уже ближе к ночи объятый пламенем дом был разрушен танком.

Как выяснилось, квартиранты установили на пристройке и на газовой трубе перед воротами камеры видеонаблюдения, замаскированные полиэтиленовыми пакетами, поэтому они заметили приближающихся к дому бойцов. Завязалась перестрелка, штурмующие закинули во двор гранату. БТР полностью смял ворота.

Однако квартирантам удалось уйти, причем они разделились и уходили разными путями. Со слов очевидцев удалось восстановить картину побега. Один из квартирантов забрался на крышу сарая, оттуда на крышу соседнего дома, спрыгнул в огород, перелез через забор в еще один огород и через двор выбежал на 3-ю Магистральную улицу. Перебежав улицу, он перелез через ворота дома напротив во двор и, обогнув дом, огородами пробрался к дому 38 на 6-й Магистральной. Этот дом впоследствии и штурмовали.

Другой перемахнул через забор в соседний огород, оттуда уже залез на крышу невысокого строения во дворе. Хозяин дома 18 на 3-й Магистральной улице, во дворе которого оказался подозреваемый, в это время не спал, так как только что совершил намаз.

"Я увидел его через окно, у него были длинные волосы, в руке автомат, - говорит хозяин дома. - Он пробежал по крыше до улицы и спрыгнул в палисадник. На земле остался след босой ноги, и можно предположить, что боевик даже не успел обуться. Выбежав на 3-ю Магистральную, он заметил людей в камуфляжной форме, вернулся обратно и двинулся по тому же маршруту, что и его напарник".

Собаки показали два места, где могли находиться трупы

Всю ночь спецназ охранял дымящиеся развалины, а вчера утром кинологи с собаками начали поиск тел боевиков. "Собаки показали два места, где могли находиться трупы, - рассказал один из кинологов. - Разобрали кирпичи, а трупов нет. Нашли только гранаты. Там земля еще горячая, подошвы ботинок плавятся, так что собаки могли ошибиться".

В это время к развалинам своего дома пробралась его хозяйка Ахсарат Зиявутдинова. Она рассказала, что ее во время боя дома не было: оно пошла к соседке и из ее окна наблюдала за штурмом. Вернулась уже на пепелище. По словам Зиявутдиновой, сгорело или было уничтожено танком все ее имущество. Уцелел только паспорт, который женщина на всякий случай захватила с собой, уходя из дома. По словам хозяйки дома, руководство МВД уже обещало компенсировать ей материальный ущерб. Обещали силовики заплатить и Магомеду Камалову, от дома которого после перестрелки остались одни прострелянные из БТР кирпичные стены. Кроме того, был сильно разрушен дом номер 30 по 6-й Магистральной улице, но разыскать его хозяев вчера не удалось.

Ej.ru: раскатывать террористов танком - это не спецоперация

Начальник дагестанского УФСБ уверяет, что все происходившее в Махачкале - давно готовившаяся спецоперация. "Следует предположить, что использование танков является новым словом оперативно-разыскной деятельности. Видно, дагестанским чекистам известно нечто, чего не знают работники спецслужб всего мира, которые делают все возможное и невозможное, чтобы взять террористов живыми, - отмечает ej.ru. - Ведь только так можно получить хоть какую-то информацию об глубоко законспирированном бандитском подполье. Только от захваченного боевика можно узнать о готовящихся терактах. Но дагестанским пинкертонам, кажется, и так все известно".

"Если же говорить всерьез, то очевидно: не было никакой спецоперации. На боевиков скорее всего наткнулись во время проверки паспортного режима в частных домах - то же самое произошло в тот день и в Каспийске. То, что бандиты заняли оборону в обычном доме, давало все шансы для захвата - в конце концов, ну сколько боеприпасов и оружия может унести на себе человек, спасающийся бегством? Рано или поздно боеприпасы бы закончились. Надо было лишь взять дом в плотное кольцо. Но как раз этого дагестанские милиционеры и фээсбэшники, похоже, и не умеют. Руководители операции опасались, что бандиты сбегут, воспользовавшись темнотой, как это не раз уже случалось (и не исключено, что случилось и теперь). И вызвали от греха танк", - такой вывод делает аналитическое издание.