Мосгорсуд признал НБП экстремистской организацией
Первый канал
 
 
 
Общественная организация "Национал-большевистская партия" признана экстремистской, и на этом основании ее деятельность на территории России запрещена
RTV International
 
 
 
Сам Лимонов прокомментировал вынесенное решение как "отвратительное и не имеющее никаких юридических обоснований". "Это фарс и неправосудное решение", - заявил он
RTV International

Общественная организация "Национал-большевистская партия" признана экстремистской, и на этом основании ее деятельность на территории России запрещена. Такое решение принял 19 апреля вечером Мосгорсуд.

Таким образом суд удовлетворил заявление прокуратуры Москвы, которая настаивала на запрете деятельности нацболов. На рассмотрение дела ушло два дня: в среду суд исследовал доказательства дела, в четверг заслушал доводы сторон и вынес решение.

Суд огласил только резолютивную часть постановления, поэтому мотивы принятия такого решения пока не известны. Представитель московской прокуратуры Ирина Семенова сказала, что удовлетворена решением Мосгорсуда. Удовлетворение по этому поводу выразил и прокурор Москвы Юрий Семин.

В свою очередь адвокат Эдуарда Лимонова Сергей Беляк заявил, что намерен обжаловать вынесенное решение в Верховном Суде, сообщает "Интерфакс". По мнению адвоката, решение суда "незаконно и не имеет под собой никаких оснований". Сам Лимонов прокомментировал вынесенное решение как "отвратительное и не имеющее никаких юридических обоснований". "Это фарс", - заключил он.

Возмущение адвокатов и самого Лимонова вызвал тот факт, что в качестве доказательств гособвинение представило материалы СМИ, где Лимонов называется "лидером нацболов", сообщает "Эхо Москвы". Из этого был сделан вывод, что он возглавляет НБП, ранее лишенную регистрации и де-юре не существующую. Сам Лимонов настаивал, что он всего лишь идеолог.

"Ни в одном из госорганов не зарегистрирована какая-либо организация, имеющая название НБП. Кроме того, нет никаких доказательств, что я возглавляю какую-либо организацию или партию. В связи с этим мне не понятно, о чем вообще шла речь на этом заседании", - цитирует Лимонова РИА "Новости". Он не исключает, что в связи с этим решением суда ему теперь могут быть предъявлены обвинения в экстремистской деятельности. Госдума накануне ужесточила наказания за нее, приравняв экстремизм, фактически, к особо тяжким преступлениям.

Напомним, Минюст отказывал НБП в регистрации в качестве партии с 1998 года. В последний раз это произошло в январе 2006 года. А 29 июня 2005 года Мособлсуд постановил ликвидировать межрегиональную общественно-политическую организацию НБП и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц за "неоднократные нарушения законодательства". "Лимоновцы" обжаловали это решение в Верховном Суде, который отменил его. Однако вскоре президиум суда по жалобе Генпрокуратуры постановление отменил, и в итоге 15 ноября Верховный суд признал решение Мособлсуда о ликвидации НБП законным и окончательно отклонил жалобу нацболов.

После этого лимоновцы подали жалобу в Евпроейский суд по правам человека. По их мнению, в ходе судебного процесса о ликвидации НБП были нарушены три статьи Европейской конвенции по правам человека: статья 6 Конвенции, которая закрепляет право каждого на справедливое судебное разбирательство, а также статья 11 - право на объединение и 14 - запрет на дискриминацию.

В конце июля 2006 года Федеральная регистрационная служба (ФРС) потребовала от Росохранкультуры проследить за тем, чтобы российские СМИ не упоминали об НБП. Упоминание словосочетания "Национал-большевистская партия", также лиц, "якобы занимающих должности в НБП или имеющих иное отношение к НБП", может быть истолковано как "распространение сведений, не соответствующих действительности", говорилось в письме главы ФРС Сергея Мовчана. Тогда же Росохранкультура разместила на своем сайте письмо к СМИ, запрещающее употреблять словосочетания, в которых фигурирует название партии Лимонова, пригрозив в противном случае лишением лицензии.

Запрет на деятельность НБП не помешал сторонникам Лимонова принимать участие в уличных акциях, в связи с чем 26 января, 8 февраля и 15 марта 2007 года органы прокуратуры Санкт-Петербурга, Челябинской области и Одинцовского района Московской области вынесли предупреждения формально несуществующей НБП о недопустимости осуществления действий экстремистского характера.

"Неоднократные предупреждения в течение установленного законом срока являются достаточным основанием для признания организации экстремистской и запрета ее деятельности", - заявили в прокуратуре и подали в суд о признании НБП экстремистской организацией. Суд вынес постановление о приостановлении ее деятельности, однако оставалось неясным, как это применимо к уже несуществующей юридически организации.

"Это означает, - пояснили тогда в прокуратуре, - что в соответствии с требованиями закона "О противодействии экстремистской деятельности" в случае приостановления деятельности общественного объединения приостанавливаются права общественного объединения, его региональных и других структурных подразделений как учредителей СМИ, им запрещается пользоваться государственными и муниципальными СМИ, организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и иные массовые акции или публичные мероприятии, принимать участие в выборах и референдумах".

Депутаты Госдумы по-разному оценивают решение суда о запрете НБП

В Государственной думе представители различных фракций расходятся в оценке решения Мосгорсуда, признавшего в четверг Национал-большевистскую партию экстремистской и на этом основании запретившего ее деятельность.

Председатель комитета по законодательству Павел Крашенинников сказал "Интерфаксу", что действующий закон о противодействии экстремизму позволяет в судебном порядке признать экстремистской любую организацию или партию, даже не имеющую юридической регистрации. При этом Крашенинников напомнил, что НБП не прошла перерегистрацию, и таким образом де-юре как партия не существует.

Тем не менее депутат подчеркнул, что мировая практика позволяет признать экстремистскими не только юридически существующие партии и общественные объединения, но и существующие лишь де факто. "С точки зрения закона судебное решение безукоризненно", - сказал Крашенинников. При этом он отметил, что если конкретные физические лица, будь то Эдуард Лимонов или кто-либо другой из руководителей "нацболов", будут продолжать свою деятельность, то они могут быть уже привлечены к уголовной ответственности за экстремизм.

Вице-спикер Государственной думу от ЛДПР Владимир Жириновский сказал, что данное судебное решение означает, что "нацболы" не смогут в дальнейшем демонстрировать свою символику, проводя публичные акции".

"Лимонов и его сторонники фактически никогда не являлись политической партией, поскольку никогда не участвовали в выборах, а участвовали лишь в разного рода уличных беспорядках. Они сторонники революционного пути", - подчеркнул Жириновский.

При этом он напомнил, что сам Лимонов в начале 90-х годов "проходил стажировку в ЛДПР, но после, уехав из России за рубеж, вернулся в нашу страну уже другим человеком - ему не нужно участие в выборах, ему нужно привлекать к себе внимание на баррикадах".